О Музее под открытым небом «Эдо-Токио», мало кто знает. На территории музея в парке Коганеи находятся 30 воссозданных зданий, показывающих разные стили прошлого. В экспозиции среди крестьянских домов, городских жилищ для среднего и высшего классов, гостевых домиков, амбаров, сэнто (общественной бани) и довоенных магазинчиков затаился дом из красного дерева с двускатной крышей. Он был построен одним из отцов японского модернизма ХХ века — Кунио Маэкава (1905-1986), спроектировавшего Метрополитен Фестиваль-Холл (Tokyo Bunka Kaikan) и токийский музей Метрополитен.
Еще студентом Маэкава присоединился к движению cинкентику (новой архитектуры). Пять лет он работал с Антонином Раймондом, учеником и последователем Фрэнка Ллойда Райта. Раймонд и Маэкава сыграли главную роль в объединении западного и восточного вариантов модернизма. Дом архитектора 1942 года постройки стал первым примером этого союза.
У Кунио Маэкавы в Париже жил дядя, к которому молодой архитектор и отправился после выпуска из Токийского университета. В апреле 1928 года он устроился чертежником без зарплаты в бюро Ле Корбюзье и проработал там 14 месяцев. В Японию Маэкава вернулся только в 1930 году, и до 1935-го работал у Раймонда. А затем ушел и открыл собственное дело.
Поняв, что модернизм Ле Корбюзье легко приспособить к японской культуре и контексту, Кунио Маэкава стал одним из главных местных модернистов. Правда, бетон он использовал только для коммерческих и государственных зданий. В жилой архитектуре — обращался к традиционным местным элементам из дерева.
До строительства собственного дома архитектор жил в апартаментах Nonomiya, построенных модернистом Камеки Цутиура в 1936 году. Несмотря на весь энтузиазм эпохи модернизма, Маэкава считал бетонный комплекс Цутиура крайне неудобным. Поэтому в собственном доме использовал кипарис и другие породы дерева, покрытые морилкой.
Цутиура, пять лет проработавший вместе с Райтом, в 1926 году вернулся в Японию, чтобы развивать жилищное строительство. Его дом, построенный в 1935 году, был модернистской белой коробкой, но в проекте уже были вертикальные взаимосвязанные пространства в духе Райта, парящие над гостиной в два этажа.
ПО ТЕМЕ…