В первой части рассказа о влиянии Фрэнка Ллойда Райта на японскую архитектуру мы рассматривали работы первой волны архитекторов, учившихся у Райта, — Араты Эндо, Антонина Раймонда, Камеди Цутиура и Йошии Тануэ — на творчество которых Райт оказал непосредственное влияние. Эти специалисты не только создавали собственный язык, меняя силуэт японских городов, но и воспитали новое поколение архитекторов
Во второй части мы рассмотрим второе поколение японских архитекторов, испытавших на себе влияние Райта.
1. Второе поколение: Раку Эндо, последний ученик Райта в Японии
Раку Эндо — сын архитектора Арата Эндо — сначала прошел выучку у архитекторов Моноко и Йошикадзу Хани в школе Ию Гакуен (построенной Райтом и его отцом, Арата Эндо), затем у своего отца и, наконец, у самого Райта. Раку сформулировал собственную философию, объединяющую все три школы, и даже пошел дальше.
Окончив в 1945 году обучение и работая в одной архитектурной компании, Раку присоединился к фирме отца после его смерти в 1951 году. К 1957-му он сэкономил достаточно средств для поездки в «Талиесин». Когда он прибыл в резиденцию Райта, тот был уже в довольно преклонном возрасте, поэтому Раку стал последним учеником Райта из Японии, разделившим с ним чертежную мастерскую.
Вернувшись в Японии, Раку быстро нашел заказчиков, желающих иметь дома в стиле Райта, и создал более 250 таких проектов. «Фрэнк Ллойд Райт всегда нам говорил: “Не копируйте меня, или вы уничтожите себя и потеряете свою индивидуальность”, — вспоминает Раку. — Он говорил, что мы должны найти собственный путь».
Раку пытался развить понимание природы материалов, соперничавших с материалами его учителя, и настаивал на использовании дерева, когда большинство японских построек возводилось из бетона. Его камины часто сделаны из лавового туфа — не только как дань учителю и его Imperial Hotel, но и как элемент, значительно смягчающий пространство. Раку доказывал, что его камины — центральный элемент каждого его проекта — сделаны с бОльшим мастерством и горят лучше, чем камины Райта.
Дом Яо от Раку Эндо
Увидев в журналах фотографии домов, построенных Фрэнком Ллойдом Райтом, супруги Яо решили, что они тоже хотят дом в стиле прерий для себя и своих детей, и принялись искать в Осаке местного архитектора. Они очень быстро связались с Раку, с которым тесно работали над проектом до сильного землетрясения в Кобе 1995 года, затормозившего строительство и вызвавшего недостаток строительных ресурсов и рабочих. Тем не менее в начале 1996 года довольно большой по японским стандартам дом, площадью 215 кв.м, был завершен.
Двухэтажная деревянная конструкция, которую мы видим на кадрах выше, включала в себя гостиную, столовую и кухню на втором этаже. Кроме того здесь же была комната для музицирования с пианино и гостевая комната, полы которой были выстланы татами. Спальни располагались внизу. Раку предпочитал именно такую планировку жилых пространств, потому что верхние этажи всегда более светлые и из их окон открываются лучшие виды, чем снизу. Спальни первого этажа выходили окнами на задний двор с садом и прудом, расположенным прямо под хозяйской спальней.
Раку предпочитал открытые пространства, лишь в некоторых местах перекрытые внутренними перегородками от пола до потолка. В остальных же случаях, пространство над деревянными перемычками оставалось открытым. Его потолочные балки были скорее декоративным, чем структурным элементом, подчеркивающим необычный изгиб потолка.
Дом Накада от Раку Эндо
Дом для доктора Накада и его семьи был создан в 1996 году на наклонном участке земли. Трехэтажное здание выстроили из дерева и черепицы, с небольшими вкраплениями туфа. Внутри дом отделан древесиной шлифованной японской сосны, со светильниками, утопленными в потолок и в прорезанные квадратные отверстия в балках.
Основной балкон дома сильно выступает над просторной гостиной-столовой, лишенной разделительных перегородок. В доме есть и другие балконы, как внешние, так и внутренние, с внутренними окнами, выходящими из хозяйской спальни в пространство гостиной. Из других окон открываются прекрасные виды на горы.
Дом Мацудайро от Раку Эндо
Этот небольшой, но очень уютный дом с асимметричной двускатной крышей был построен в 2003 году. Расположенный в курортной зоне в горах рядом с Нагано, он окружен лесами и прекрасными пейзажами.
Фото предоставлено Васаку Куно
Ученик Райта — Антонин Раймонд — нанял Кунио Маэкаву сразу, как только вернулся из Парижа от Ле Корбюзье в 1930 году, и работал с ним до тех пор, пока Маэкава не открыл собственное архитектурное бюро в 1935-м. «Мне кажется, что влияние на Маэкаву через Раймонда было практически прямым, — рассказывает историк Дэвид Стюарт. — Думаю, он предоставлял молодым японским архитекторам такие возможности, о которых они и не подозревали».
Маэкава, похоже, даже раньше Раймонда понял, что модернизм Ле Корбюзье скорее побуждал к постоянным экспериментам и инновациям, чем предоставлял определенный дизайнерский канон. Он обнаружил, что этот подход легко применим к культурному и климатическому контексту Японии и вскоре стал одним из самых процветающих модернистов ХХ века (вместе с Кендзо Тенге, который у него впоследствии учился).
Дом Маэкава от Кунио Маэкава
Настоящий характер молодые архитекторы демонстрируют при создании собственного жилища. И в этом плане архитектор Маэкава и его дом 1942 года не исключение. Некоторые историки, настаивающие на исключительном влиянии Ле Корбюзье на архитектора, предполагали, что Маэкава построил такой маленький деревянный дом, потому что японское правительство наложило строгие ограничения на размер и используемые при строительстве материалы, которые нужны были для войны. Они также считают, что Маэкава старался «привнести идею о пилонах Ле Корбюзье в проект дома».
3. Второе поколение: Йунцо Йошимура
Еще один архитектор второго поколения — Йунцо Йошимура — завершил первую постройку в 1931 году вместе со своим учителем Антонином Раймондом. Йошимуре тогда был всего 21 год. В крохотной вилле в Никко смешаны идеи Райта с традиционным фермерским домиком минка.
Йошимура продолжил работать с Раймондом в Японии и в Пенсильвании в местечке Нью Хоуп до 1941 года, когда открыл собственную архитектурную практику. Впоследствии он прославился такими постройками как, например, «Дом японского общества» в Нью Йорке — первым образцом современного японского дизайна в Америке.
«Дом в лесу» от Йунцо Йошимура
Но сердце Йошимура всегда лежало больше к проектированию жилых домов, таких как собственный дом 1962 года — «Дом в лесу» в Каруидзаве. Этот маленький домик в нео-японском стиле выступает над бетонным постаментом, в котором расположена лестница, ведущая ко входу и служебные помещения.
4. Третье поколение: Акийо Окумура и Хиро Маруия, эко-инноваторы
В начале 1970-х годов Йошимура взял в партнеры одного из студентов Токийского университета искусств Акийо Окумуру и начал внедрять в свои проекты теплые полы. Впервые Йошимура опробовал эту технику с Антонином Раймондом в Пенсильвании, и впоследствии она стала отличительной чертой «юсонианских» домов Райта, что полностью соответствовало его постоянным поискам энергоэффективных технологий в отношении систем кондиционирования, вентилирования и отопления.
Йошимура и Окумура разработали систему отопления с помощью нагнетаемого воздуха от к керосиновой печи и установили ее в первом же совместном проекте в 1973 году — вилле Хошино Сансо.
Их усилия привели к тому, что архитекторы начали использовать вентиляторные воздухонагреватели и внедрять солнечные батареи. Так в 1987 году появилась компания OM Solar Association под руководством Акийо Окумура и Хиро Маруия (Hiroo Maurya), чьи системы в настоящее время установлены в 25000 домов по всей Японии. С помощью инновационных технологий и определенных строительных материалов компания пропагандирует экологически чистые жилища, которые потребляют меньше ресурсов и уменьшают количество отходов в доме.
Маруия также возглавил движение за экологически чистый дом (Eco House Movement), которое выступает с идеей энергоэффективного жилища с использованием в строительстве натуральных материалов — дерева, земли, тростника — в сочетании с естественной циркуляцией воздуха, естественных (возобновляемых, а не добываемых) источников энергии и естественной изоляции. Такая «открытая система» не продвигает какой-либо определенный вид кондиционирования или технологии строительства, а вместо этого фокусируется на продвижении экологически чистого образа жизни.
Обе компании Eco House и OM Solar нашли единомышленников после тройной катастрофы на атомной станции «Фукусима» в 2011 году и последующем закрытии большей части заводов Японии, работающих на атомной энергии.
Важное место в списке четвертого поколения последователей Райта занимает Риосюке Исойя, обучавшийся у Райта в «Талиесине». Он проектировал корабли и, прочитав в 1990-х годах книгу «Природный дом» (The Natural House Book), решил, что хочет строить дома в «юсонианском» стиле. Райт разработал проект маленького одноэтажного «юсонианского» дома для семьи со средним доходом в конце 1930-х годов, впервые применив широкие навесы, обеспечивающие естественное охлаждение и естественное освещение сквозь световые окна в крыше или на чердаке, и отопление, встроенное в пол.
Исойя встретился с Раку Эндо, который отбирал японских студентов для архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта и на несколько лет уехал учиться в Скоттсдейл, штат Аризона. Вернувшись в 1995 году, он вместе со своей женой Юкие основал архитектурное бюро и приступил к воплощению своей мечты.
«“Юсонианские” дома — совершенно особые, потому что смотрятся больше, чем они есть на самом деле, и эти здания тесно связаны с садом, как традиционные японские жилища, — рассказывает архитектор. — Для небольших участков такие дома просто идеальны».
Этот дом в Токио, построенный из древесины кедра и штукатурки, был завершен в 2007 году. Исойя спроектировал его таким образом, что здание можно легко расширять и изменять, потому что семья, для которой он создан, все еще увеличивается.
Трехэтажное здание в форме буквы V возведено на крохотном участке ромбовидной формы, с углом в 120 градусов, выходящим к дороге. К главному входу, расположенному на втором этаже, ведет лестница. Здесь размещены основные общие пространства. Спальни находятся на первом и третьем этажах. Лестницы, ведущие к ним, огорожены огромными обрамленными стеклами высотой в два этажа. Необычные окна второго этажа со скошенными углами позволяют заглянуть в красивейшие деревянные интерьеры.
На этом снимке Исойя стоит рядом с фирменным знаком «юсонианского» дизайна Райта — перфорированными панелями, на создание которых Райта вдохновили японские ширмы ранма. Эти панели использованы во всех «юсонианских» домах, придавая солнечному свету, проникающему сквозь них, интересную игру и рисунок. Ночью такие дома становятся похожи на японские фонарики, излучающие теплый свет сквозь резные стенки.
Расположенный на высоком холме с потрясающими панорамами и видом на гору Фудзи, этот двухэтажный «юсонианский» дом из плитки и древесины кедра закручивается по спирали от основания до террасы на крыше. Дом построен для ушедшего на пенсию инженера и его жены и стоит на опорах, закрепляющих фундамент в мягкой земле.
Фото предоставлено Риосюке Исойя
С 2003 года у японских домовладельцев появилась возможность построить себе дом в «юсонианском» стиле или в стиле прерий благодаря компании Japan Organic Architecture, или JOA, имеющей лицензию от фонда Фрэнка Ллойда Райта.
Проекты, спроектированные лично Райтом или его бывшим учеником Джоном Раттенбери, главным архитектором и дизайнером архитектурной школы «Талиесина», одобрены фондом (однако доступны только в Японии). Они различаются размерами и планировкой, но, как правило, представляют собой компактную модульную структуру, рассчитанную на то, что в этих домах заказчики будут растить детей и передавать дома по наследству.
«Работы Фрэнка Ллойда Райта вдохновляют нас, показывая чего может достичь архитектура, — говорит архитектор Кумико Инуи (Kumiko Inui). — Думаю, что это очень важно».
Originally posted 2016-07-11 08:31:54. Republished by Blog Post Promoter