Десять лет назад я завершила работу над фильмом о Фрэнке Ллойде Райте, в котором осмелилась предложить (и даже попыталась доказать) идею о глубоком влиянии его творчества на современный японский дизайн; влияние почти такое же, какое на Райта оказали предшественники современных японских дизайнеров.
Конечно же, лишь немногие художники готовы признать, что у них есть предшественник. Фрэнк Ллойд Райт настаивал, что на его творчество повлияли японские искусство и эстетика, но никак не архитектура. Очарованный в конце 1880-х годов японскими гравюрами укие-э и их утонченной техникой исполнения, Райт провозгласил «органический характер» японского дизайна. «На мой взгляд, их искусство ближе к природе и является самобытным продуктом, источником которого являются местные условия жизни и труда, и потому оно более современно, чем любая европейская цивилизация», — говорил он.
В начале ХХ века Райт уехал работать в Японию и оказал существенное влияние на людей, которыми сам не переставал восхищаться. Местные помощники-архитекторы впитали идеи органической архитектуры Райта и произвели неизгладимое впечатление на своих последователей. Сегодня стиль Фрэнка Ллойда Райта прослеживается в японских домах — как построенных полвека назад, так и современных.
«Органическая архитектура» Райта
С самого начала собственной архитектурной практики в Чикаго Райт начал развивать философию «органической архитектуры», в основе которой лежал японский тезис об «избавлении от неважного». Его «Дома прерий» имели неоспоримое концептуальное сходство с традиционным японским жилищем — соразмерность человеку, относительная простота, теплые тона земли, использование природных материалов, слияние дома и сада, и многое другое.
Революция в жилищном строительстве
Низкие, вытянутые в длину дома Райта прижимались к земле, сливаясь с пейзажами прерий Среднего Запада. Их открытые крестообразные планировки высвобождали пространство и воспроизводили в архитектурных формах динамику американской жизни, делая эти пространства одновременно приватными и просторными. Место очага в сердце дома, как основного центрирующего элемента, вокруг которого должно развиваться пространство, было тоже американским по духу. Именно Райт изобрел стены из стекла, продублированные солнцезащитными экранами, и обожал использовать консольные конструкции как никто другой.
В настоящее время в Японии заметны мощные отголоски революции, произведенной Райтом в жилищном строительстве. Его идеи прослеживаются в творчестве таких архитекторов, как Кацуо Сэйма (Kazuyo Sejima), Кенго Кума (Kengo Kuma) и Такахару Тецука (Takaharu Tezuka). Их, как и Райта, выделяют за внимание к размещению объекта в пространстве с учетом влияния климата и окружающей среды, за использование инновационных строительных методов и технологий и за их особый взгляд и стиль.
На самом деле многие архитекторы в Японии продолжают испытывать влияние Фрэнка Райта. «Райт всегда рассматривал природу с практической, а не абстрактной точки зрения, — делится Кума.— Когда он использовал природные материалы, последние оживали. Он был провидцем. И сейчас изучение архитектуры Райта — это великолепная возможность прикоснуться к реальности, особенно после этапа увлечение Ле Корбюзье, который буквально раздавил нас своими “машинами для жизни”».
«Жильцы в его домах никогда не соприкасаются с холодной, рациональной атмосферой, — говорит Тецука. — Когда Фрэнк Ллойд создавал удобные пространства, они совершенно естественным образом становились экологически чистыми. Мы все еще должны многому у него поучиться».
Взгляды Райта на Японию
К 1905 году, когда Райт впервые посетил Японию, большинство западных представлений о японской экзотике исчезло, также как и огромные массивы феодальной застройки. После 300 лет изоляции, завершившейся в период реставрации монархии Мейдзи, страна встала на путь «просвещения» и адаптации к западному образу жизни.
И хотя впоследствии Райт критиковал здания, возводимые в европейском стиле (называл их «плохими копиями в плохом качестве с плохих оригиналов»), он все равно находил Японию «самой романтичной и самой красивой» страной на Земле. Когда в 1910-х годах скандалы в его личной жизни стали мешать карьере, он с жаром ухватился за заказ на постройку нового здания гостиницы Imperial Hotel в Токио.
Ученики первого поколения
С 1917-го по 1922-й около дюжины молодых людей тесно сотрудничали с Райтом во время работы над постройкой гостиницы Imperial Hotel. Из этого первого поколения «подмастерьев» четыре архитектора испытали колоссальное влияние Райта в своем творчестве — это Антонин Раймонд (сидит крайний слева на фотографии 1921 года, представленной выше), Арата Эндо (сидит второй слева в белом), Камеки Цутиура (сидит в центре в легком костюме, между подрядчиком Полом Мюллером, сидящим третьим слева, и Райтом, сидящим третьим справа) и Йошия Тануэ. Эти архитекторы не только изменили ландшафт Японии своими постройками, но и воспитали новое поколение, которое в свою очередь передало свои навыки следующему.
Таким образом Райт и четыре «поколения» архитекторов, которые в своей работе шли по его стопам, в буквальном смысле представляли собой идеальное слияние современной и традиционной культуры, Японии и Запада. Если проследить за развитием их творчества, можно увидеть динамику прямого и косвенного влияния стиля Фрэнка Ллойда Райта, проясняющую эволюцию всей японской архитектуры.
В январе 1917 года Райт снова вернулся в Японию, в Токио, чтобы осуществлять авторский надзор за возведением гостиницы Imperial Hotel по своему проекту. В течение последующих 6 лет вместе со своей «правой рукой» Аратой Эндо архитектор спроектировал еще тринадцать зданий, шесть из которых были частными резиденциями. Эндо закончил университет, который сейчас называется Токийским, и лично отбирал чертежников для работы над проектом гостиницы. 1917-й и 1918 годы он провел в резиденции Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине «Талиесин», работая над рисунками и другими проектами. А позднее, когда Райт в 1922 году вернулся в Штаты, осуществлял надзор за завершением строительством гостиницы и школы Ию Гакуен, в проектировании которой он также поучаствовал.
Из шести жилых проектов Райта в Японии построены были всего три: дом Айсаку Хаяши, дом Аринобу Фукухара и дом Тадзэмона Ямамура. (Дом Фукухара был разрушен во время землетрясения Канто в 1923 году).
Дом Хаяши Фрэнка Ллойда Райта
Первым проектом жилого дома Райта за пределами Северной Америки была резиденция, которую он создал в 1917 году для менеджера гостиницы Imperial Hotel Айсаку Хаяши и его огромной семьи. Хаяши учился в старшей школе, а потом много лет работал в Америке, поэтому западный образ жизни был ему привычен.
Эта одноэтажная деревянная постройка, уютно расположенная у подножия холма в пригороде Токио, выполнена в позднем стиле домов прерий Райта. Однако медная крыша здесь увенчана деревянными перекрещивающимися балками, напоминающими навершия кацуоги, характерные для архитектуры синтоистских храмов. Просторная гостиная, центральное место в которой занимает грубо сложенный очаг, выходит прямо на пруд. Вулканический туф, из которого построен камин, Райт активно использовал в отделке гостиницы Imperial Hotel.
В 1923 году Хаяши продал дом, который сменил нескольких владельцев, пока в 1950 году рекламная фирма не приобрела его для размещения своих гостей. В течение этого времени дом несколько раз переделывали, и лишь гостиная и бассейн оставались нетронутыми. В настоящее время здание закрыто для публики.
Дом Иноуэ Фрэнка Ллойда Райта
Виконт Тадаширо Иноуэ долгое время жил в Германии, Соединенных Штатах, и ему была знакома органическая райтовская архитектура. Иноуэ заказал архитектору проект дома на холме в Медзиро, Токио.
В 1918 году Райт завершил проект элегантного двухэтажного особняка в позднем стиле прерий из кирпича, лавового туфа и армированного бетона с одноэтажным северо-восточным крылом, комнатами, выложенными татами на западе, гаражом на три машины и комнатами для шофера. Но вилла не была построена, возможно, из-за огромной предполагаемой стоимости ее содержания.
Дом Гото Фрэнка Ллойда Райта
В 1921 году Райт также сделал предварительные наброски двухэтажного особняка для барона Шимпеи Гото, директора национальной железной дороги и губернатора Токио. Этот дом Райта также не был построен, но по эскизам и этой трехмерной модели мы можем судить о том, насколько гармонично стиль прерий смотрится в официальном здании при должной адаптации масштаба. Райт запланировал большой приемный зал, обрамленный лоджией, выходящей в сад, на нижнем этаже и приватные помещения на верхнем.
Дом Ямамура Фрэнка Ллойда Райта и Арата Эндо
Эта летняя вилла для богатого производителя сакэ Тадзэмона Ямамура была построена лишь спустя шесть лет после создания эскизов в 1918-м, из-за задержек при строительстве гостиницы Imperial Hotel. После отъезда Райта в 1922 году надзор за строительством взял на себя Арата Эндо, а после завершения работы вторично разделил славу архитектора. (Первый раз это произошло в 1921 году при постройке школы Ию Гакуен).
Вилла, расположенная на холме Ашия и смотрящая прямо на залив Осака в западной Японии, демонстрирует гений Райта в композиции пространств: в доме четыре уровня, но ни один из них не возвышается над двумя этажами. «Дом напоминает работы Мориса Эшера (голландского художника-графика, создающего бесконечные миры)», — шутит ученый Алекс Керр. В 1970-х годах, когда здание было заброшено, он любил пробираться в него и рассматривать строение. «Вы поднимаетесь по ступенькам и оказываетесь ниже уровня, в который заходили», — рассказывает Керр.
Как только проект Райта принял окончательную форму, Эндо наполнил дом декоративными деталями. Он добавил три комнаты с татами на полу и раздвижными перегородками фусума.
Вдоль коридора, расположенного на третьем уровне, идет длинный ряд остекленных дверей, на каждой из которых — мотив из перекрещивающихся элементов из дерева и патинированной меди. Отражая лучи солнца, перемещающегося вдоль западного фасада в течение дня, эти элементы создавали ежедневную игру света.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Сталелитейная компания Йодогава приобрела этот дом в 1947 году, и он был первым зданием эпохи Таишо, занесенным в список культурного наследия в 1974-м. Сегодня гостевой дом Йодоко открыт для публики.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Дом Кондо Арата Эндо
В церковном приходе Эндо познакомился с Кенжи Кондо, главой компании Asahi Asbestos Co. (который одно время работал секретарем у барона Шимпеи Гото в Тайване), отцом 11 детей. У Кондо был огромный участок земли в Цудзидо, префектура Канагава, и он попросил Эндо спроектировать дом для отдыха. Взяв за отправную точку творчество Райта, Эндо спроектировал дом в форме буквы «Г» с большим прудом в северо-восточной части участка, связав воедино дом и землю. По примеру Райта, Арата Эндо также разработал для этого дома всю мебель и светильники.
На втором этаже дома расположен кабинет с татами и экранами седзи, в то время как на первом Эндо разместил три спальни и столовую-гостиную в западном стиле, в центре которой находится большой камин из местного туфа, напоминающий те камины, которые Райт и Эндо создали для гостиницы Imperial Hotel, школы Ию Гакуен и дома Ямамура. Дом Кондо был построен в 1925 году из бревен 2×4 дюйма с высокой четырехскатной крышей, покрытой тростником. Кроме того, здесь была задняя терраса с перголой, увитой глицинией.
Вилла чудом уцелела во время разрушительного землетрясения 1983 года, а затем была перенесена и вновь построена на новом месте — рядом с Домом Собраний в городе Фудзисава. Сегодня дом Кондо открыт для публики.
Для Тошио Качи, занимающегося импортом-экспортом и только что вернувшегося из Лондона, где он провел много лет, Эндо одновременно построил великолепный дом в Токио и просторную виллу для отдыха на берегу моря в Хаяме, префектура Канагава. Вилла построена в 1928 году из дерева, гипса и местного туфа и покрыта медной двускатной крышей. Ее сильно выступающий балкон, нависающий над «смотровой гостиной» второго этажа, обращенной в сторону залива Сагами, напоминает балконы Райта в «Талиесине».
У этой виллы, расположенной на склоне пологого холма, сложные и пересекающиеся объемы, напоминающие дом Ямамура. От главного входа можно сразу попасть в гостиную первого этажа с массивным камином из туфа или пройти в кухню и столовую. Если подняться по короткому лестничному пролету, то можно очутиться в бильярдной комнате, в центре которой находятся еще один камин и характерный элемент проектов Райта — уютное местечко у камина. На уровне мезонина расположены галереи с ромбовидными рамами, выходящие с обеих сторон в гостиную, наверху — еще один уровень со спальнями.
Несколько поколений Качи любовно заботилось о доме, а сейчас вилла находится под управлением фонда исторического наследия, который иногда открывает ее для публики.
Еще одним учеником Райта из первого поколения «подмастерьев» в Японии был Антонин Раймонд, натурализованный американец чешского происхождения. Раймонд и его жена-француженка Наоми Пернессин мечтали работать с Фрэнком Ллойдом в «Талиесине», где Раймонд создавал эскизы экономически выгодной американской модели модульных домов — предшественника «юсонианских» домов Райта (usonia — от аббревиатуры U.S.O.N.A./ United States of Northern America) и Imperial Hotel. У Райта супруги научились японскому искусству отбрасывать все лишнее и гармоничным отношениям между человеком и природой. И когда Райт пригласил их для работы над гостиницей, архитекторы сразу же согласились.
Супруги Раймонд всего лишь год участвовали в работе над отелем, но за 40 лет, проведенных в Японии, создали более 400 проектов. Как и Райт, они создавали предметы обстановки и светильники, а также имели собственный взгляд на принципы «органической архитектуры»: здание должно быть простым, честным, прямым, экономически недорогим и из натуральных материалов. Как только Раймонд вышел из тени Райта, он начал экспериментировать с армированным бетоном, придавая тому вид традиционных японских деревянных построек.
Вскоре Раймонд стал проводником новейших западных тенденций в архитектуре, наняв в помощники местных специалистов, которые только что вернулись из-за рубежа. Вместе с такими помощниками, как Йунцо Йошимура и Кунио Маэкава (который работал в течение двух лет с Ле Корбюзье в Париже), Антонин Раймонд продолжил райтовские тенденции архитектуры и открыл глаза японцам на возможности применения их собственных традиций в архитектуре. К 1930-м годам они разработали собственный уникальный западно-восточный стиль модернизма в Японии.
Вилла итальянского посольства Антонина Раймонда
Вилла итальянского посольства, построенная Раймондом в 1929 году, расположена в популярной курортной зоне на берегу озера в Никко; она стала всего лишь второй деревянной конструкцией архитектора. Именно в это время он начал экспериментировать с традиционной японской архитектурой и, как видно на примере этой виллы, с местными материалами. Для облицовки стен Раймонд выбрал кору кедра, которую использовал также во внутренней отделке стен и потолков, часто встречающегося в чайных домиках тясицу.
Этот прием архитектуры в духе Райта создал удивительную игру фактур и объединил постройку с окружающей ее природой. В гостиной соорудили камин, облицованный грубым камнем, а с портика, которым можно пользоваться в течение трех сезонов, открываются прекрасные виды на озеро и горы.
Со временем озеро перестало быть модным среди дипломатов, и в 1997 году вилла перешла во владение префектуры Тотиги, которая в течение двух лет отреставрировала здание и открыла его для посещений.
Летний дом Антонина Раймонда
В 1933 году Раймонд добился полной поэтической гармонии между Востоком и Западом, позаимствовав неосуществленный проект дома Эрразуриса Ле Корбюзье для создания летнего дома-студии в Каруизаве. Покоящийся на бетонном основании дом собран из дерева и увенчан крышей, покрытой лиственницей. Дом, имеющий планировку в виде буквы «Т», лишен внутренних перегородок, а его внутреннее и внешнее пространство объединяют раздвижные перегородки хикидо. К сожалению, Летний дом был перенесен на новое место и значительно изменен, но в настоящее время там открыт музей Пейне, который можно посетить.
3. Камеки Цутиура, пионер стандартизации
Еще один ученик Фрэнка Ллойда Райта первой волны — Камеки Цутиура, который начал работать с американским архитектором в 1921 году над гостиницей Imperial Hotel, будучи еще студентом. Когда в 1922-м Райт покинул Японию, Цутиура и его невеста Нобу последовали за ним. Они оставались с Райтом в Лос-Анджелесе и в поместье «Талиесин» в течение двух лет, работая над проектами домов из текстильных блоков (Сторер, Фриман, Эннис) и другими. Они также подружились с учениками архитектора — Р. М. Шиндлером, Вернером Мозером и Ричардом Ньютра.
Вернувшись в Японию в 1926 году, Цутиура продолжил творить в стиле Фрэнка Ллойда Райта, но постепенно переключился на активно развивающийся международный стиль, оценив его функциональность, рациональность и экономическую выгоду. Взяв за основу райтовский проект домов из текстильных блоков, он преследовал задачи эффективности и стандартизации, замещая блоки панелями из гипсокартона, подвешенными к деревянным рамам.
Дом Цутиура от Камеки Цутиура
В 1935 году Цутиура создал свою самую знаменитую постройку — собственный дом в западном Токио. Идеи Фрэнка Ллойда Райта в этом проекте воплотились в пересечении вертикальных объемов внутри дома и головокружительной двухэтажной гостиной, связанной с окружающим ландшафтом. Снаружи дом смотрится необычно благодаря «белой коробке» — модернистскому фасаду (хоть и оживленному цветовыми акцентами). Архитектор предпочел плоскую крышу традиционной двускатной, более подходящей влажному климату Японии, чтобы порвать со старой традицией и ввести новую.
Цутиура прославился постройками торговых центров, однако его проекты жилой архитектуры в стиле «компромиссного модернизма» постепенно стали превалировать в творчестве.
Йошия Тануэ, еще один ученик Райта первого поколения, продолжил работать над строительством отеля в Токио и после отъезда американского архитектора. Он был вместе с Арата Эндо, когда разрушительное землетрясение Канто помешало грандиозному открытию гостиницы в 1923 году. После Тануэ решил уехать на север, в Хоккайдо. Фрэнк Ллойд Райт подбадривал его: «Вашей стране нужны ее сыновья с пробудившимся осознанием архитектуры. Если у меня получилось пробудить интерес в некоторых из вас, то я благодарю судьбу за это. Ничье участие в этом грандиозном замысле не останется незамеченным».
Йошия Тануэ открыл архитектурное бюро в Саппоро в 1924 году. Его ранние работы демонстрируют влияние архитектуры Райта — в форме крыши, использовании геометрического орнамента и прекрасных «светофильтров» на окнах. Но в 1930-х годах Тануэ начал разрабатывать архитектуру «северной страны», создавая проекты с учетом климатических особенностей снежной области. И в настоящее время он считается отцом современной архитектуры Хоккайдо, возведя около 800 построек.
Дом Огума от Йошия Тануэ
Прекрасно оснащенный дом Огума, построенный Тануэ в 1927 году, расположен у подножия горы в Саппоро. Пройдя через главный вход, сразу попадаешь в большую гостиную с двухэтажными витражными окнами. Со стороны проходящей рядом железнодорожной линии, ведущей на север, архитектор расположил кухню и подсобные помещения.
Двухэтажная структура дома и крестообразная планировка — классические приемы в творчестве Райта. Но у Тануэ в использовании геометрической формы светильников, маленьких окошек и настенных орнаментов утверждается более индивидуальный стиль.
Судьба здания явилась исключением из правила: дом пережил народные волнения и был полностью восстановлен в своем первоначальном виде в 1998 году. Сейчас здесь расположена популярная кофейня Ллойда.
Фото предоставлено Юкихиро Кадо
Дом Сада Йошия Тануэ
Дом Сада расположен рядом с заливом Хакодате в южной стороне Хоккайдо. Он был построен в 1928 году для торговца морепродуктами. У этого двухэтажного здания из дерева и бетона — два входа. Один из них выходит на улицу, а из второго можно сразу попасть на лестницу, ведущую в гостевую спальню на втором этаже.
Планировка в виде буквы «Г» позволяет насладиться видами на залив и сад. А уникальная восьмигранная приемная всегда наполнена светом, льющимся сквозь декоративные витражные окна, окружающие комнату с трех сторон. В центре гостиной в западном стиле расположен огромный камин, кроме того, в доме есть еще три классически оборудованные комнаты с татами и перегородками седзи на первом этаже.
Бывшая жилая резиденция сейчас включена в список культурного наследия и открыта для публики с весны по осень в качестве кофейни Хийори.
Продолжение рассказа о влиянии Фрэнка Ллойда Райта на архитекторов второй волны и последующих поколений читайте во второй части
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Архитектура: Битва титанов — Эйлин Грей и Ле Корбюзье «без купюр»
Originally posted 2016-07-11 16:08:10. Republished by Blog Post Promoter