Экспериментальный дом, закрученный по спирали, был спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом в 1950 году для своего сына Дэвида и невестки Глэдис. Но здание надолго исчезло с архитектурного небосклона, пока в 2009 году наследники не выставили дом на продажу. Расположенный в фешенебельном районе Финикса (США), участок с домом был приобретен компанией-застройщиком, которая планировала сравнять его с землей и построить на этом месте два отдельных коттеджа.
Последовала мощная общественная реакция, разрушение дома было предотвращено; в 2012 году его приобрел строитель, много лет проживший в Финиксе, организовавший сбор средств на восстановление этой уникальной постройки. Вскоре удалось отремонтировать главный дом, построенный по проекту Райта, и гостевой домик, а также расчистить ландшафт и укрепить холм, на котором он стоит. В настоящее время дом открыт для посещения. Зарезервировать время можно через фонд David and Gladys Wright House Foundation.
Отдельная благодарность за фотографии фонду David and Gladys Wright House Foundation
По замыслу Фрэнка Ллойда Райта его новый дом, площадью 232 кв.м с тремя спальнями и двумя ванными комнатами, должен был парить над широкой долиной, где раньше была цитрусовая роща. Из самого дома можно было любоваться видом на гору Кэмелбэк, расположенную севернее. Гостевой дом, также спроектированный Райтом, появился чуть позже.
Когда Зак Раулинг, строитель, приобрел в 2012 году эту недвижимость, цитрусовые деревья выродились, а прекрасные виды, которые раньше открывались из окон дома, заросли густым кустарником и лианами. В тесном сотрудничестве с архитектором Валласом Каннингемом (Wallace Cunningham) из Сан-Диего, получившим образование в архитектурной школе Фрэнка Ллойда Райта в Аризоне, и с фирмой по ландшафтному дизайну Berghoff Design Group Роулинг начал кропотливую работу по очистке, укреплению и восстановлению уникального памятника архитектуры.
Дэвид Райт, инженер по образованию, работал в компании, производившей бетонные блоки, и просил своего отца продемонстрировать этот продукт в дизайне дома. На этой фотографии мы видим Дэвида с женой Глэдис на стройке своего будущего жилища.
Эскиз дома Фрэнк Ллойд Райт нарисовал за 45 минут на кусочке кальки, назвав его «Как надо жить на Юго-Западе» и отметив, что приподнятый корпус дома создает тень и прохладу внизу, а также предоставляет больше возможностей для любования горами, окружающими город Финикс, из жилых комнат дома.
Дом, завершенный в 1952 году, стал пробным этапом спирального и пандусного дизайна, который примерно в это же время Фрэнк Ллойд Райт предлагал для нового здания музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. В доме в Финиксе пандус ведет от внутреннего двора к главному входу в дом и продолжается далее на террасу крыши.
Основными материалами для дома послужили бетонные блоки естественного оттенка, деревянные рамы для окон и крыша из окрашенного и гальванизированного металла. Вообще Райт думал сделать крышу из меди, но этот металл было очень тяжело достать из-за шедшей в то время войны с Кореей.
Укрепленные полы из бетона опираются на столбы, также заполненные бетоном. Промежуток между столбами должен был служить навесом для автомобиля. В цилиндрической пристройке слева находится прачечная и кладовка, в которые можно попасть из-под навеса, а также внутренняя лестница, ведущая в кухню. Балкон огибает гостиную и спальни, а также дублирует снаружи функцию коридора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Влияние Фрэнка Ллойда Райта на японскую архитектуру: Часть 1
Дом закручивается вокруг небольшого внутреннего двора, где раньше был мелкий пруд в форме ромба. В будущем предполагается восстановить и пруд.
Внешние стены основания Райт отделал сделанными на заказ блоками, чтобы создать контраст со стандартной прямоугольной формой кирпича.
Ночью кажется, что дом парит над землей. Хозяйская спальня вынесена за блок столбов слева.
Входной пандус Райта стал прототипом для проекта музея Гуггенхайма. Он ведет к главному входу в дом, а затем продолжается на верхней террасе на крыше.
Проект затронул и Раулинга лично. «Я вырос неподалеку, — говорит он, — и моя мама любила и изучала архитектуру. Она брала меня на велосипедные прогулки, чтобы взглянуть на интересные дома в округе, а также и на этот, который числился в ее любимчиках. Фотография этого дома висела у меня в общежитии в годы учебы в колледже».
Внутри первоначальной постройки в гостиной и столовой на полу лежал ковер, вытканный по проекту самого Фрэнка Ллойда Райта Станиславом В’Соске (Stanislav V’Soske). Ковер потом был продан на аукционе промежуточными владельцами дома. Вместе с художником и бывшим учеником Фрэнка Ллойда Райта Лингом По, Раулинг заказал другой ковер, отталкиваясь от рисунка архитектора, известного как «Мартовские шарики».
Окна дома были спроектированы таким образом, чтобы сидящие люди могли максимально насладиться панорамой, открывающейся из них. Бетонные полы были окрашены в красный оттенок Cherokee red, который стал визитной карточкой Райта.
Ночная подсветка подчеркивает обшитые красным деревом потолки и его напоминающую корабль форму.
Один из двух конических каминов в доме расположен в хозяйской спальне, второй находится в гостиной и столовой.
«Разводы от воды на потолке тоже характеры для творчества Фрэнка Ллойда Райта», — со смехом говорит хозяин, намекая на репутацию архитектора с протекающими крышами.
Маленькая кухня, которую на первоначальных эскизах архитектор называл рабочим пространством
, отличается ультрасовременными материалами, включая полы и столешницы из винила. Здесь также использована оригинальная цветовая гамма.
Дом был спроектирован с системой центрального отопления и охлаждения. Трубы для обогрева проложены в полу, а для охлаждения — в потолке.
Гостевой домик по проекту Фрэнка Ллойда Райта был пристроен в 1956 году. Его окна обращены скорее в сторону главного дома, а не на север к горе Кэмелбэк.
С террасы на крыше видно, что все постройки соединены с помощью изгибающихся дорожек и окружены обширной лужайкой. Кроме того, вокруг дома снова высадили оливковые и цитрусовые деревья.
На фотографии с птичьего полета, снятой вскоре после постройки дома, видно, что вокруг дома раньше росли апельсиновые и грейпфрутовые деревья.
Когда Дэвид и Глэдис Райт состарились и не смогли больше ухаживать за садом, Дэвид отключил систему полива и позволил деревьям высохнуть. Он дожил до 102 лет и ушел из жизни в 1997 году. Глэдис умерла в 2008 в возрасте 104 лет.
На генеральном плане владения размечены и места для будущих построек, где планируется открыть курсы по программированию и небольшой летний амфитеатр для концертов на свежем воздухе. Все это должно стать своеобразным эхом зимней резиденции Фрэнка Ллойда Райта
— Западный Талиесин, которая впоследствии стала центром архитектурной жизни сообщества, также предлагающей особую культурную программу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Originally posted 2016-06-08 18:52:48. Republished by Blog Post Promoter