Наследие Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (более известного как Ле Корбюзье) — 17 знаковых зданий модернизма — признано во всем мире. Эти здания привнесли новые идеи в архитектуру, обращая внимание на функциональность, лаконичность и связь с природой. «До XX века архитекторов было не так уж и много, и работали они в основном с богачами. В XX столетии ситуация изменилась: из-за демографического взрыва возникла необходимость в архитектуре, которая может работать с простыми формами, прибегая к быстрым и менее затратным процессам. Ле Корбюзье — один из тех архитекторов, которые старались придумать новую архитектуру для всех», — объясняет Жиль Раго, один из знатоков творчества знаменитого архитектора.
Мы выбрали восемь зданий, созданных Ле Корбюзье, и узнали секреты и интересные истории, происходившие с постройками при жизни великого модерниста и после его смерти.
О проекте
Место: Париж, Франция
Год строительства: 1923
Кто здесь жил: Рауль Ла Роша, богатый коллекционер
Основные характеристики: Дом состоит из жилого крыла и галереи, где были представлены работы из коллекции Ла Роша. Пространство было задумано как «архитектурная прогулка»
Вилла Ла Роша образует единый ансамбль с виллой Жаннере, построенной для брата архитектора, где сегодня располагаются служебные помещения Фонда Ле Корбюзье. Два здания могли бы стать частью более масштабного проекта, но архитектурный план, предложенный банку Banque Immobilière de Paris, который должен был застраивать улицу в 1923 году, не был осуществлен. В результате построили всего две виллы. Эти здания отвечают трем из пяти принципов современной архитектуры, которые в 1927 году разработал Ле Корбюзье: у них есть плоские крыши-террасы, свободно стоящие колонны и ленточные окна. Позже эти принципы дополнят свободные план и фасад.
Недостатки виллы Ла Роша
Новаторство в архитектуре виллы не только принесло ей мировую известность, но и стало источником серьезных проблем для владельцев. Спустя несколько лет здание начало разрушаться, и чете Ла Рош пришлось начать дорогостоящие ремонтные работы.
О проекте
Место: Сорсо, Швейцария
Год строительства: 1923
Кто здесь жил: Жорж Эдуар Жаннере и Мари Шарлотт Амели Жаннере-Перре, родители архитектора
Основные характеристики: При строительстве виллы учтены три (из пяти) принципов новой архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье. А именно — крыша-терраса, свободный план и ленточные окна
Ле Корбюзье построил второй дом для родителей в швейцарском городе Корсо, после того как была продана первая вилла, законченная в 1912 году. Она была слишком вытянутой формы и оказалась недостаточно практичной для пожилой пары. Бюджет на строительство нового здания оказался ограниченным — он состоял из денег, которые удалось выручить на продаже первого дома. Впрочем, новый владелец так и не выплатил их семье до конца. Несмотря на это, Ле Корбюзье удалось создать здание, которое, как принято считать сегодня, заложило основы новой архитектуры.
В отличие от других зданий, к которым архитектор возвращался очень редко, Вилла «Ле Лак» со временем видоизменялась. Ле Корбюзье часто приезжал в дом родителей, чтобы привнести небольшие улучшения. «Вилла расположена в четырех метрах от берега озера, и в ней есть подвал. Год за годом поднимающийся уровень воды в озере «вытолкнул» подвальное помещение, и здание развалилось на две части, — рассказывает Патрик Мозер, хранитель виллы «Ле Лак». — Ле Корбюзье решил проблему, установив соединение, позволявшее расширять пространство и “дышать” вилле. Южный фасад архитектор отделал алюминием, чтобы скрыть трещину, проходившую по стене, и избежать “эмоционально-визуального эффекта”».
Павловния в саду виллы
Архитектор хотел во что бы то ни стало посадить в саду родителей павловнию. Это дерево, как правило растущее на Дальнем Востоке, расцветает в мае. «Время цветения было очень важным, так как Ле Корбюзье хотел спроектировать сад с растениями, которые цветут в разные сезоны», — объясняет Патрик Мозер. Ту павловнию срубили в 2012 году — к тому моменту дерево стояло высохшим уже 6 лет. «Мне хотелось что-то сделать из ствола этого дерева, и я подумал о карандашах для архитекторов, однако древесина была слишком легкой, — рассказывает хранитель. — Студенты школы искусств Лозанны засняли процесс рубки павловнии, а итальянская компания Cassina вместе с дизайнером Хайме Айоном сделала несколько объектов из ее древесины».
На этом история с павлонией могла бы закончиться, если бы 4 месяца спустя не обнаружили, что ветка дерева пустила корни в стене дома. И через какое-то время новый росток высадили в саду виллы — на месте старого дерева.
О проекте
Место: Пессак, Бордо, Франция
Год строительства: между 1924 и 1926
Заказчик: Анри Фруже, французский промышленник
Основные характеристики: Ансамбль из 51 дома для рабочих, при строительстве которого архитектор экспериментировал с пятью принципами новой архитектуры. Весь комплекс построек автор разделил на 6 типов: дом-небоскреб, изолированный дом, дом-близнец, дом-аркада, шахматный дом и дом зиг-заг
Анри Фруже хотел построить жилье для своих рабочих, ему нравились идеи Ле Корбюзье о стандартизированном строительстве. Промышленник решил возвести поселок из 127 домов в Пессаке, под Бордо, однако в итоге закончили всего 51 здание. «Эти дома были удобнее и комфортабельнее многих особняков в Бордо. Построить такое жилье для рабочих и вселить их в счет годовой зарплаты было в ту эпоху революционной идеей, — рассказывает Сирил Зозор, ответственный за развитие поселка Фруже-Ле Корбюзье при мэрии Пессака. — На самом деле речь шла не о рабочем поселке, а о современном районе, который создавался для общества, которого в тот момент еще не существовало, для общества будущего».
Опередившие время, Ле Корбюзье и Фруже столкнулись с непониманием со стороны чиновников, в том числе — администрации города Пессак: там не хотели давать разрешение на работы, необходимые для проведения в дома водопроводов. «Некоторые противники проекта даже озвучивали идеи, будто в поселке распространяются болезни из-за его густонаселенности, которая была нехарактерной для того времени», — объясняет Сирил Зозор. В результате дома начали распродавать в 1929-м, то есть через три года после их строительства, когда город закончил все работы. Первые жильцы заселились в них только в 1930 году.
Анри Фруже нравилась идея серийного строительства, однако он настоял, чтобы дома все-таки отличались друг от друга. Ле Корбюзье использовал стандартный модуль, к которому добавлялись разные элементы, позволявшие видоизменять дома. Было разработано семь типов зданий, среди которых дом-небоскреб, изолированный дом, дом-близнец, дом-аркада, шахматный дом и дом зиг-заг. У седьмого типа не было названия, и таких зданий не сохранилось: «Единственный дом, построенный по седьмому типу, был разрушен во время Второй мировой войны при бомбардировках канадских войск», — объясняет Сирил Зозор. Один дом изолированного типа также носит название «дом Врина» — в честь инженера, который работал с Ле Корбюзье над этим проектом. «Анри Врина получил его в качестве гонорара за свою работу», — рассказывает Сирил.
По его словам, «раскрасить фасады домов архитектора попросил заказчик, сахарный промышленник Анри Фруже. Он считал, что монохромные проекты Ле Корбюзье слишком уж напоминали куски сахара».
О проекте
Место: Пуасси, Франция
Год строительства: между 1924 и 1926
Заказчик: Пьер Савуа, владелец крупной страховой компании, и его супруга
Основные характеристики: Вилла отвечает всем пяти принципам новой архитектуры, сформулированным Ле Корбюзье: у нее есть крыша-терраса, свободно стоящие колонны, ленточные окна, открытые план и фасад
«Изначально Ле Корбюзье предложил проект, который Савуа отверг из-за большего бюджета. Тогда архитектор создал менее затратные версии, которые, он знал, не понравятся заказчику. В результате Савуа выбрал проект, оказавшийся еще дороже первого», — объясняет Жиль Раго.
Вилла задумывалась так, чтобы следовать движению своих владельцев. «Стена и пространство под колоннами имеют закругленную форму. Изгиб был сделан с учетом радиуса поворота машины Пьера Савуа, чтобы тот мог свободно ездить по этому пространству на автомобиле», — приводит пример Бенуа Корню, президент Ассоциации наследия Ле Корбюзье.
Спустя некоторое время владельцы виллы Савуа стали жаловаться на несоблюдение архитектором строительных стандартов. В своих письмах к Ле Корбюзье мадам Савуа пишет о многочисленных протечках в разных частях дома. «В прихожей капает, на лестничной клетке тоже, а стена гаража совсем мокрая. Кроме того, протекает крыша в моей ванной, которую затапливает во время каждого дождя» — такие примеры находим мы в переписке, опубликованной в книге «Ясные дни» Жана-Филиппа Дельома и Жана-Марка Савуа.
Многочисленные просьбы провести ремонтные работы Ле Корбюзье так и оставил без внимания. «Мадам Савуа даже подала в суд на архитектора, однако началась Вторая мировая война, и об этом все забыли, — рассказывает Патрик Мозер. — Во время оккупации Франции на вилле располагался пост Гестапо, затем там размещались американские войска, а после ее превратили в детский центр Пуасси. Виллу даже хотели снести, чтобы построить на ее месте музей. Только в 1965 году министр культуры Андре Мальро внес виллу в список архитектурного наследия. Это был первый случай, когда здание было внесено в список охраняемого наследия при жизни архитектора». Ле Корбюзье знал об этом решении, однако умер незадолго до того, как оно было принято на официальном уровне.
О проекте
Место: Марсель, Франция
Год строительства: 1945
Заказчик: Министерство реконструкции и урбанизма
Основные характеристики: Экспериментальное жилое здание включает 350 квартир и может вместить от 1 500 до 1 700 человек. В нем есть торговая улица, отель-ресторан и терраса с детским садом и пространством для занятий спортом. Двухэтажные квартиры, расположенные в здании, выходят на обе стороны
После Второй мировой войны Министерство реконструкции и урбанизма решает профинансировать несколько проектов, которые сближали бы архитектуру и промышленность, в том числе и жилую единицу Ле Корбюзье в Марселе. Экспериментальный характер проекта позволил архитектору работать без разрешения на строительство.
«Объединив общие затраты, Ле Корбюзье позволил жильцам совместно пользоваться некоторыми удобствами, которые они не могли бы позволить себе в одиночку», — объясняет Жиль Раго. В здании, например, есть торговый пассаж, прачечная, спортивный зал, детсад, сцена для театральных представлений и отель-ресторан. Последний могли посещать и близкие жильцов. «В квартирах нет спален для гостей. Их все собрали в одном месте — отеле-ресторане. Таким образом архитектор позволил жильцам принимать гостей, которые не занимали бы дополнительное место в квартирах», — объясняет Патрик Мозер.
Однако удобства, созданный для жителей дома, оказались достаточно затратными, и вскоре пользоваться ими перестали. «Магазины на торговой улице быстро начали нести убытки, так как дом был недостаточно большим. Кроме того, в то время люди как раз активно осваивали автомобили и ездили на них в супермаркеты», — рассказывает Жиль Раго. Кроме того, оказалось, что в дом можно было делать доставку, что стало распространенной практикой в наши дни. «Перед каждой квартирой находится очень большой почтовый ящик, в который можно было складывать заказы. Это положило начало массой доставки товаров на дом», — уточняет Бенуа Корню.
О проекте
Место: Роншан, Франция
Год строительства: 1955
Заказчик: Общество, владеющее землей, где стояла старая церковь. При содействии комиссии по религиозному искусству епархии Безансона
Основные характеристики: Изгибы фасада капеллы напоминают валлонский пейзаж, внутри здания свет был использован как отдельный материал. Вход в капеллу старательно скрыт и становится виден только с холма
Капелла Нотр-Дам-Дю-О в Роншане была построена после Второй мировой войны на месте старой церкви, разрушенной во время бомбардировок при освобождении французской территории. «Ле Корбюзье построил немного религиозных зданий, однако эта капелла стала ключевой в истории храмовой архитектуры и отметила приход модернизма в церкви», — отмечает Жиль Раго.
Дорожки, позволяющие подняться на холм, который и венчает капелла, сделаны так, чтобы здание раскрывалось взгляду постепенно. Только поднявшись на вершину, можно полностью увидеть необычные формы капеллы. «Здание венчает очень толстая изгибающаяся крыша, которая изнутри кажется давящей и заставляет человека почувствовать покорность», — объясняет Жиль Раго.
Кто разбил витраж?
Один из витражей, расписанный самим Ле Корбюзье, был разбит в 2014 году, когда двое мужчин попытались проникнуть в здание капеллы, чтобы украсть собранные пожертвования. В результате их поймали и приговорили к году тюрьмы за «повреждение исторического здания». Фасад был отреставрирован на пожертвования членов Ассоциации друзей капеллы Нотр-Дам-Дю-О: им удалось собрать 7 500 евро.
В капелле было сделано еще одно дополнение — колокольня, построенная в 1975 году французским архитектором Жаном Пруве. «В течение 20 лет здание стояло без колокольни», — объясняет Бенуа Корню. После смерти Ле Корбюзье капеллан заказал колокольню у Пруве. Сегодня на металлической конструкции установлены три колокола, два из которых — оригинальные и сохранились после бомбардировок. Первый колокол был отлит в 1869 году, второй — в 1936-м. Третий отлили к строительству колокольни.
О проекте
Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция
Год строительства: 1952
Кто здесь жил: Ивонн Жаннере и сам архитектор
Основные характеристики: Небольшая хижина площадью 15 кв.м объединяет под плоской крышей пространство для столовой, работы, санузел и место для хранения
Что говорил Ле Корбюзье: «У меня есть замок на Лазурном берегу размером 3,66 на 3,66 метра. Я построил его для жены. Он невероятно удобный и красивый»
Хижина Ле Корбюзье, включенная в список исторического наследия в 1996 году, является самым маленьким зданием, получившим такой статус. Она стала его первым опытом в исследовании минимального жилища, где есть только те удобства, которые действительно необходимы человеку. Все они уместились на пространстве площадью 3,66 на 3,66 квадратных метра с потолком высотой 2,26 метра. Эти размеры высчитаны согласно системе пропорций Модулор, разработанной Ле Корбюзье в 1945 году и связанной с пропорциями человеческого тела. В хижине нет кухни, но она пристроена к ресторанчику «Звезда Моря».
План хижины, нарисованный за 15 минут
«30 декабря 1951 году на краю стола в небольшом ресторанчике на Лазурном берегу я нарисовал подарок на день рождения жены — планы хижины, которую построил в следующем году на берегу скалы, омываемой волнами. Эти планы были нарисованы за 15 минут. Они не изменились. Благодаря Модулору я мог быть уверенным в их правильности. Здание имеет квадратную форму и плоскую крышу», — пишет сам архитектор о хижине, которая стала его летним домиком. Он проводил там каждое лето до самой своей смерти в 1965 году.
О проекте
Место: Чандигарх, Индия
Год строительства: 1953
Заказчик: Правительство Индии
Основные характеристики: Город разбит примерно на 60 прямоугольных жилых секторов, разделенных широкими проспектами. Здания решено было сделать низкими, чтобы они отвечали образу жизни индийцев. Улицы густо засажены зеленью
«Хотя Ле Корбюзье в основном работал во Франции, он много строил за рубежом. Помимо Франции здания Ле Корбюзье есть в одиннадцати странах», — рассказывает Жиль Раго. Из всех городов, спроектированных архитектором, только Чандигарх был полностью реализован. После того как Индия стала независимой, правительство захотело создать города нового типа, в том числе — столицу для штата Пенджаб, разделенного на две части между Индией и Пакистаном. Прежняя столица штата — город Лахор — оказалась после разделения на пакистанской территории. В 1949 году правительство Индии обратилось к американскому архитектору Альберту Майеру, который вместе со своим партнером Мэтью Новицким разработал первый генеральный план. После смерти Новицкого, погибшего в авиакатастрофе, Майер отказался от проекта. Тогда власти Индии решили найти архитектора во Франции, и Министерство реконструкции и урбанизма предложило в качестве кандидатуры Ле Корбюзье, который на тот момент был неизвестен в Южной Азии.
«Перед Ле Корбюзье стояла грандиозная задача — построить целый город для 500 000 человек. Для него этот проект стал возможностью применить радикальные взгляды в области урбанизма», — объясняет Жиль Раго. В результате посреди засушливого региона появился зеленый город, где невысокие здания зачастую скрыты деревьями. Дома здесь отличаются очень простой архитектурой, что создает естественную вентиляцию между ними. «Ле Корбюзье наметил план города и построил самые главные здания, составляющие городской центр. Остальную часть работ взял на себя двоюродный брат архитектора Пьер Жаннере».
Тринадцатый сектор
Чандигарх разделен примерно на 60 прямоугольных секторов, которые должны были стать автономными. Во многих из них есть магазины, школы и храмы, куда можно добраться за 10 минут из любой точки сектора. Однако из-за своей суеверности Ле Корбюзье специально не стал делать тринадцатый сектор.
РАССКАЖИТЕ НАМ…
А вы знали эти истории раньше? Что вы думаете о работах и идеях Ле Корбюзье? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев.