От редакции: это одна из архивных статей — из нашего раздела «самое популярное»
Вот уже 15 лет я преподаю на кафедре художественного проектирования интерьеров Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. В названии нашей кафедры нет слова «дизайн», мы учим именно художественному проектированию, и во главе у нас стоит синтез искусств. Что же это такое, и почему мы учим этому студентов целых шесть лет, а главное, как это можно применить к именно вашему интерьеру?
В этой статье я рассказываю о восприятии пространства. О том, какими мы видим и воспринимаем сложившиеся интерьеры. Порой рассматриваешь объект, и вроде все хорошо: строители постарались, хозяева не поскупились, а что-то не то. Пусто или напротив пестро, холодно или душно: эпитеты могут быть разными, но смысл один — не получилось. Как избежать такой ситуации?
Если подсмотреть формулировку в словаре, то: «Си́нтез иску́сств — создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое».
За счет чего же создается гармоничное взаимодействие пространства, предмета, цвета и света, как рождается ансамбль в интерьере?
2. Формальная композиция в интерьере. Пространство, мебель, предметы интерьера, соединяются в единую композицию. Зачастую доминирующая роль отводится предмету искусства: живописи, пластике. Взаимодействие пространства и всех предметов интерьера — признак сложившегося ансамбля. Не стоит думать, что для синтеза искусств необходимо наличие искусства как такового, мебель, свет, напольное покрытие или, например, лестничное ограждение может утратить свою утилитарную функцию и стать произведением искусства.
ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: почему цветовая гамма Юга Франции неуместна в России
Стремясь добиться гармонии в своем интерьере, вы забываете о каждом отдельном предмете и рассматриваете его только с точки зрения художественной целостности замысла. Как правило, это один из самых узких моментов общения дизайнера и заказчика. Дизайнер видит картину целиком и идет к этой цели, заказчики же порой — люди увлекающиеся, влюбчивые и так и норовят купить приглянувшуюся, но стилистически неверную вещь. Абстрактно вам может нравиться удобный диван на гнутых ножках, но если вы затеяли скандинавский интерьер, то диван остается в магазине.
Если заменить или убрать случайную картину со стены, то ничего не изменится. А если картина не случайная и служит основой композиции, пропорций помещения и колористической гаммы, то есть без нее интерьер рассыпается — пропадает взаимодействие в пространстве (синтез достигнут).
Если предмет является важной частью композиции, будто бы служит душой комнаты, цементируя разрозненные предметы — синтез искусств налицо. Но это не обязательно картина или роспись: рельефы и барельефы, скульптура, гобелен, зеркальное панно и витражи решают ту же задачу. Что важно, предмет этот в интерьере появляется в процессе создания интерьера, а не после того, как ремонт закончился и «пора чем-то украсить стены».
Хорошим примером синтеза искусств служат интерьеры, например, Павловского дворца, с богатой лепниной, росписью стен и наборным паркетом и гобеленами. Все в месте создает единый целостный ансамбль, являясь ярким примером слияния искусств.
В дальнейшем архитекторы СССР копировали приемы, применяя их и к месту, и не к месту. Но гармонии добиться удавалось не всегда, смысловое поле шло в разрез с художественными средствами. Были и настоящие шедевры, как, например, мозаики Дейнеки в московском метро, не только создающие, но и полностью изменяющие и даже прорывающие пространство.
ПО ТЕМЕ…
Как архитектура здания влияет (или должна бы влиять) на стиль интерьера
Именно синтез искусств позволяет создавать минималистичные интерьеры с таким богатством смыслового поля. Напомню, что основой любого синтеза служит идейная композиция. А вот из чего она складывается — воля художника. Современные минималистичные интерьеры располагают ограниченным набором форм и цветов, но развитие абстрактного искусства, его объемные современные формы, появление новых материалов преобразили его до неузнаваемости. Достаточно ввести в интерьер крупные фактуры или, например, ритмическую композицию — отделка стен превращает такие интерьеры в единое абстрактное трехмерное произведение искусств. Самым ярким примером может послужить Выставочный павильон Германии в Барселоне Людвига Мис ван дер Роэ, который является законченным и совершенным произведением искусства, сложившимся благодаря синтезу искусств.
1. Научитесь ограничивать себя. Будьте в чем-то даже жестоки — победы без жертв не бывает от каких-то идей придется отказаться. Вообще, хороший интерьер — это в первую очередь ограничение: в форме, стиле, цвете, количестве отделочных материалов и акцентах.
Если у вас есть картина или любое другое произведение искусства, которое вы хотели бы вписать в интерьер, не тяните до последнего, сразу планируйте для него место. Продумайте свет, цвет и общую композицию, позволяющие подчеркнуть произведение искусства.
И главное — поставьте целью создать не только удобный, но и гармоничный интерьер, который можно будет прировнять к произведению искусства.
Originally posted 2018-03-02 21:11:03. Republished by Blog Post Promoter