Только скажи «датский дизайн» — и многие сразу же вспомнят о мебели и светильниках 1950-1960-х годов авторства Арне Якобсена, Ханса Й. Вегнера и Поуля Хеннингсена. Хотя именитые гиганты давно ушли в мир иной, да и в Дании полным-полно молодых дизайнеров, «новинки» старой гвардии регулярно появляются на рынке. В попытке заработать на популярности дизайна середины XX века наследники гениев и производители мебели перерывают архивы — ищут рисунки, наброски и чертежи: все, что можно доработать, запустить в производство и вывести на рынок.
Предметы интерьера от легендарных дизайнеров пользуются огромным спросом, но сама идея часто подвергается критике. Действительно, стоит ли давать ход проектам, в свое время отвергнутым теми, кто уже никак не может повлиять на их доработку? Всегда ли старые мастера лучше новых? И что сказали бы Якобсен и Хеннингсен, узнав, что их работам решили дать новую жизнь?
Ювелир и дизайнер Тобиас Якобсен, внук легендарного Арне Якобсена, проявляет живой интерес к истории дизайна. Он работает консультантом и помогает современным компаниям производить предметы интерьера по эскизам из архивов деда.
Другой пример — часы, которые Арне Якобсен использовал для оформления фасадов городских ратуш и Национального банка Дании. Не так давно Тобиас Якобсен и датская фирма Rosendahl перевыпустили их в форме настенных и настольных часов для домашних интерьеров.
Настенные часы Bankers, диз. Арне Якобсен для Arne Jacobsen
Скатерть с рисунком на основе эскизов Арне Якобсена,Georg Jensen Damask; бокалы из коллекции Royal, диз. Арне Якобсен, Holmegaard
По словам внука легендарного дизайнера, в его активе около 180 неиспользованных рисунков, и при этом постоянно появляются новые. Отдать предпочтение одному и отвергнуть другой
— задача не из легких. «Далеко не все из созданного дедом выглядит убедительно, хотя сквозь призму времени каждая находка кажется неизданным шедевром, — замечает Тобиас. — Например, мы нашли несколько эскизов с животными мотивами, которые выглядят чересчур детскими. Это была одна из слабостей деда, но миру не нужно знать об этом. Это то личное, что должно остаться в семье».Обои Trapez, созданные по эскизам Арне Якобсена, Boråstapeter
«Все должно делаться медленно и с пристальным вниманием к деталям, как и в середине XX века. Если все происходит слишком быстро, результат работы так же быстро померкнет, — считает Тобиас. — Вещь, которая приходит в мир медленно, остается на пике популярности на более длительный срок. Я провел несколько недель с сотрудниками компании Boråstapeter, чтобы удостовериться, что качество печати на обоях соответствует всем требованиям. Я хотел, чтобы в результате они смотрелись как качественная акварель».
Однако далеко не все разделяют энтузиазм Тобиаса по воссозданию творений дизайнеров прошлого. Кристиан Хольмтед Олесен, глава отдела выставок и коллекций Музея искусства и дизайна Дании, скептически относится к этому тренду. «В прошлом практически всегда была причина не запускать в производство ту или иную вещь, и довольно часто причина заключалась в том, что дизайнер или производитель не считали ее достаточно хорошей», — говорит он.
Кристиан признает, что порой в архивах можно отыскать настоящие сокровища, которые удается с успехом запустить в производство. Но он видел и обратное: «Боюсь, что производителей и покупателей часто ослепляет сам факт того, что на предмете написано «Арне Якобсен», «Вегнер» или «PH». В таких случаях они полностью теряют способность смотреть на вещи критически и не задают себе простой вопрос: действительно ли у этого предмета хороший дизайн. Слишком часто люди просто преклоняются перед именем», — замечает он.
Кристиан считает, что в какой-то мере такой подход — свидетельство лени и попытка избежать риска, которые говорят о недостатке фантазии у современных производителей. Он уверен, что демонстрируя такой высокий уровень почитания мастеров прошлого, они лишают молодых дизайнеров свободы творчества.
«Дизайн должен отражать время, в котором мы живем. Если дизайн не развивается с учетом новых технологий и материалов, он превращается в музей, и не дает Дании оставаться лидером в этой конкурентной сфере», — говорит он.
По словам Кристиана, причин успеха датского дизайна в 1950-е годы было несколько. И не в последнюю очередь среди них можно назвать желание и готовность производителей рисковать, исследовать новое: «Теми компаниями управляли семьи с наследственной страстью к дизайну и мебели. Сегодня же у многих производителей на первом месте стоит прибыль, а мебель как таковая их не заботит».
В ближайшее время миру предстоит увидеть мебель от Поуля Хеннингсена, больше известного в Дании под инициалами «PH». Этого датского дизайнера знают во многих странах как создателя удивительных светильников. Но он также проектировал и мебель, выпуск которой запланирован на этот год. Об этом сообщил Сорен Винсентс Свендсен, директор и владелец компании Toneart Interior, выкупившей права на производство мебели по эскизам Поуля Хеннингсена.
«Когда мы начали изучать его архивы, довольно быстро стало ясно, что Поуль Хеннингсен был более «плодовит» в области проектирования мебели, нежели светильников. Я не уверен, что мы раскопали все, но в настоящий момент у нас есть рисунки 70 разных предметов мебели, от разнообразных кресел и кофейных столиков до столов для конференц-залов и детских лошадок-качалок», — рассказывает он.
Одна из таких историй — о столе Axe. Когда Хеннингсен приехал в Канаду в 1954 году, его впечатлили топоры местных дровосеков. Он привез домой восемь топорищ, прикрепил их к столешнице и… оригинальный стол готов!
Современный прототип стола Axe, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior
Современный прототип стола, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior
«Весь фокус в том, чтобы правильно отобрать нужные предметы, ведь недостаточно просто перетащить датское культурное наследие из прошлого в будущее. Надо, чтобы вещи пользовались спросом и хорошо продавались», — говорит он. Большинство предметов, спроектированных Хеннингсеном, должны быть сделаны из дерева, что, по мнению Сорена, полностью отвечает современным тенденциям в области интерьерного дизайна.
Современный прототип туалетного столика, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior
А вот наследник Арне Якобсена не думает, что вопрос о том, стоит ли перевыпускать работы дизайнеров прошлого, можно рассматривать под таким прагматичным углом. Он уверен, что у мастеров середины
XX века было нечто, чего не хватает современным дизайнерам.«Я недавно посмотрел фантастический фильм с Уиллом Смитом “Я робот”, действие которого происходит в 2035 году. И какие, вы думаете, у главного героя кофейные чашки? Из коллекции Stelton от Арне Якобсена! А приборы — от Георга Йенсена (Georg Jensen). Понимаете, они использовали чашки, спроектированные моим дедом, чтобы проиллюстрировать будущее! — говорит Тобиас. — Это свидетельство того, как далеко вперед он заглядывал в своем творчестве, и его работы действительно прошли испытание временем».
Но оправданно ли использование имен умерших дизайнеров с этической точки зрения? Что бы сказали мастера прошлого о наших попытках возродить их творения?
«Я понимаю, что это очень важный вопрос, и по объективным причинам мы никогда не узнаем, что Поуль Хеннингсен подумал бы обо всем этом, — говорит Сорен. — Но он вложил в эти рисунки столько сил и времени, что вопрос о производстве был, очевидно, не в нем самом, а в спросе того времени, именно поэтому его мебель так и не поступила в продажу. Не думаю, что использование имени будет проблемой, по крайнем мере до тех пор, пока мы будем придерживаться оригинальных чертежей и поддерживать диалог с наследниками».
Кристиан Хольмстед Олесен говорит, что многие дизайнеры задумывались о будущем своих творений. Так, датский мебельный дизайнер Поуль Кьерхольм перед смертью уничтожил все эскизы и чертежи, чтобы никто не воспользовался ими в будущем. А вот Ханс Й. Вегнер, наоборот
— все сохранил и спрятал. В итоге до наших дней дошли чертежи порядка 2000 предметов мебели, которые можно хоть сейчас запустить в производство.Для Тобиаса Якобсена очень важно, что творчество его деда продолжается по сей день и двигается в правильном направлении: «Я пристально слежу за ходом дел, и прежде чем переносить рисунки Арне Якобсена на полотенца, все тщательно продумываю, ведь люди вытирают ими лицо и тело, а значит и рассматривают с особым вниманием. Но компания Georg Jensen Damask известна высокими требованиями к качеству тканей, поэтому такое сочетание вполне оправданно. Я бы никогда не позволил печатать рисунки деда на сумках Gucci или на туалетной бумаге», — говорит он.
А что бы сказал Арне Якобсен, если бы узнал, что его наработки используются после его смерти? «Мой дедушка был не просто великим дизайнером, — улыбается Тобиас, — он был и талантливым бизнесменом, поэтому я уверен, что он бы улыбнулся, пошел в пекарню, купил свои любимые пирожные и отпраздновал это дело».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы относитесь к переизданиям и выпуску вещей из архивов именитых дизайнеров? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
- Больше или меньше: Как изменились пропорции мебели за прошедший век
- Мир дизайна: Стиль Japanordic как новый тренд
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Originally posted 2016-07-15 16:30:16. Republished by Blog Post Promoter