Не только заказчик выбирает архитектора, но и архитектор рационально взвешивает — стоит ли браться за предложенный проект. Причин для отказа довольно много, они различные. Они могут возникнуть как на этапе строительства, так и на этапе подготовки к заключению договора. Эта статья не претендует на какое-то научное исследование феномена «не самого идеального заказчика» — я всего лишь делюсь наблюдениями и собственными выводами.
Частенько бывает, что незнакомые люди звонят архитектору по телефону и, даже не представляясь, переходят к делу: пытаются узнать, сколько именно стоят его услуги. Первый мой вопрос вполне логичный — о том, что, собственно нужно проектировать. Ведь для того, чтобы назвать стоимость, лично мне нужно понять площадь, знать пожелания клиента и в обязательном порядке посетить объект. Временами, ответом мне бывает раздражение: якобы, совершенно не важно, что проектировать, поскольку «у всего есть своя цена».
Идеальный для этого случая звонок выглядит следующим образом: человек представляется, объясняет, что подыскивает архитектора для своей квартиры, называет улицу-серию дома или любую другую вводную информацию. Далее потенциальный клиент сообщает, что видел мои работы и нашел их хорошими (или что меня ему рекомендовали), и что ему хотелось бы пригласить меня посмотреть объект и обсудить условия взаимодействия.
Итак, первая причина отказа — неправильный подход клиента к знакомству с архитектором, в том числе не предоставление первоначальной информации для определения архитектором заинтересованности в конкретном проекте.
Допустим, первая стадия прошла гладко, и вы встретились на объекте. Второй причиной отказа может стать личная неприязнь к заказчику. Общение по телефону — это одно, совершенно другое — увидеться лично и понять, что этот конкретный человек по каким-то причинам неприятен.
Лично для меня фактор симпатии и понимания в отношениях с заказчиком — один из основных. Мне может не понравится взгляд человека, слишком жесткий или «замыленный» — в таком всегда чувствуется подвох и начинаешь думать про тотальный контроль и микроменеджмент над волей архитектора. Частенько понимаешь, что человек сам не знает, что ему нужно, а, когда ты будешь предлагать, все идеи будут ему не нравиться. То есть, второй причиной можно назвать несовместимость на психологическом уровне. Объяснить это достаточно трудно, но я называю это чутьем.
Случается, что мне не хочется работать с конкретным объектом по факту осмотра. Бывают очень сложные или наоборот слишком простые пространства. Мне как профессионалу важно личное восприятие места. Случается, что я, зная техническое задание, с первых минут могу предположить, какая картинка получится в конечном счете, а бывает, что смотришь и думаешь: помещение не нравится, лучше и не браться. Это мой субъективный опыт, но чаще всего, если стадия общения с заказчиком прошла хорошо, я берусь за проект.
Обычно вопрос стилистических предпочтений обсуждается на этапе общения по телефону или при первой встрече. Я, к примеру, предпочитаю работать в достаточно современном стиле или в эклектике, а вот сделать классику мне будет сложно. Вполне возможно, я откажусь.
То есть, у каждого архитектора есть профиль деятельности: если вам нравится, как он делает квартиры, совершенно не значит, что так же хорошо он проектирует офисы (если это ему вообще интересно).
Фактор, который может свести на нет все сомнения либо повлиять на положительное решение, — это стоимость проектных работ и авторского надзора. Например, я могу за меньшие деньги сделать объект, который мне интересен. Или заложить двойную стоимость в более сложном, с учетом всех потенциальных рисков, которые, как я предполагаю, могут ожидать меня в процессе работы.
Архитектура — достаточно специфический род деятельности, где многое построено на личных ощущениях и деньги не всегда все решают. А вот финансовых проблем в проектах много и, хоть они разнообразны, но все они сводятся к теме бюджета.
Первые эскизы могут быть восприняты клиентом адекватно, а может случиться, что вы как профессионал не справились с задачей и не поняли клиента, предложив ему не тот путь, который он себе представлял.
В данном случае не исключен ни тот, ни другой вариант развития событий, так же, как неприятие клиентом оптимально правильного на ваш взгляд варианта планировки. Необходимо помнить, что люди привыкли жить так, как они привыкли, и кардинальные предложения изменить привычный мир не всегда могут быть положительно и с радостью восприняты.
Тут очень много зависит от архитектора, насколько он хорошо умеет ладить с клиентом, настаивать на своих решениях, не ущемляя при этом пожелания заказчика. На этом этапе еще можно спокойно разойтись, при этом не имея друг к другу никаких претензий, — и это шестая причина.
Не так часто встречающаяся причина — это конфликтные взаимоотношения с подрядчиком. Сейчас я говорю не о психологической совместимости, а в основном, о разногласиях профессионального характера. Архитектор или дизайнер делает чертеж, отдает подрядчику и просит запустить в работу.
Подрядчик, к примеру, может видеть те или иные конструктивные узлы совершенно иным образом, а может и чего-то не уметь или счесть что-либо неосуществимым. У меня не было примеров расставания с проектом из-за подрядчика — обычно именно я становлюсь инициатором смены той или иной бригады, если вижу в этом необходимость. Не в ущерб, разумеется, качеству проекта. И клиент, как правило, прислушивается и следует моему совету.
Это тема бесконечная, потому что конфликты могут возникать самые разные, на разных этапах проектирования. Я стараюсь предлагать клиентам оптимальное решение для всех этапов работ, но порой мне нужна их помощь, ведь не всегда знаешь, что именно человеку нравится.
Один из типов конфликта в таком случае, когда заказчик обвиняет архитектора в недостатке креатива, не предоставляя объективной информации о своих желаниях и предпочтениях.
Обратная сторона медали — это когда заказчик убивает желание делать что-то новое и настаивает на исполнении всех своих желаний, не считаясь с архитектором. Особенно часто этот конфликт возникает на этапе подбора отделочных материалов.
Иногда заказчики без согласования с архитекторами приобретают те или иные материалы или предметы, ставя архитектора перед фактом, просто потому что «понравились». Архитектор держит финальную картину в голове, и подобное решение клиента может ее в корне погубить. Или придется сдавать товар обратно, или переделывать под него часть проекта, или заканчивать взаимоотношения.
Все зависит от заинтересованности архитектора и погруженности его в проект. Если подобное начинает происходить, это прямо говорит о том, что заказчик более не нуждается в услугах архитектора, ставя его в уязвимое положение. Как будто он уже и так все знает и собирается доделать за профессионала.
Нечто похожее происходит и когда клиента самостоятельно пересматривает детали проекта, как визуальные, так и функциональные.
И, пожалуй, последняя причина в списке, но не самая последняя по своему весу — это недоверие. Архитекторы, как известно, имеют достаточно большое количество контактов с поставщиками мебели, плитки, сантехники и т.д. Знание рынка — это часть работы, причем не самая маленькая, а контакты нарабатываются годами.
Резюмируя все вышесказанное, коротко назову 10 причин:
- Клиент не предоставил достаточный объем информации об объекте.
- Личная неприязнь к клиенту.
- Нежелание архитектора работать с конкретным объектом (проектом).
- Недостаточная финансовая мотивация (или иные финансовые разногласия).
- Работа в строго определенной стилистике.
- Архитектор не смог выполнить работу в рамках технического задания.
- Архитектор и подрядчик не нашли общий язык.
- Вкусовые предпочтения клиента и несовпадение творческой позиции с архитектором.
- Несогласованность действий и самостоятельное внесение клиентом изменений в проект.
- Недоверие клиента к архитектору.
Если попробовать избежать всего этого, у вас и архитектора наверняка сложится замечательная команда и, как следствие, получится замечательный проект.
ПО ТЕМЕ: Архитекторы Москвы на Domasan
Originally posted 2015-07-15 08:50:30. Republished by Blog Post Promoter