Меньше чем в 100 км от Москвы, в городке Ликино-Дулево с населением чуть больше 30 тысяч человек, находится один из самых знаменитых фарфоровых центров России — Дулевский завод, основанный еще в первой половине XIX века. А его новый музей стоит того, чтобы специально отправиться в небольшое путешествие по Подмосковью.
К началу XX века принадлежащие этой династии заводы и месторождения необходимого для производства сырья были разбросаны по всей стране — от Риги до Урала и Сибири. Там выпускали широчайший спектр товаров — начиная с сантехники, фаянса и недорогого массового фарфора и заканчивая штучными дворцовыми вещами. Часть краснокирпичных корпусов нынешнего заводского комплекса была построена еще при последних Кузнецовых. Правда, сегодня производства в этих зданиях уже нет.
Еще одна архитектурная жемчужина, на которую стоит посмотреть в городе — построенный для завода в самом конце 1920-х Дворец культуры, единственный проект знаменитого архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, реализованный за пределами Москвы.
Во времена Кузнецовых завод имел возможность закупать лучшее зарубежное сырье, хотя разработки собственных месторождений тоже велись достаточно активно. С советского времени, по понятным причинам, здесь используют сырье из разных регионов России или стран СНГ.
Прежде чем статьи чашкой, чайником или скульптурой и попасть в руки художников, будущий фарфор проходит несколько стадий обработки на сложном оборудовании: массу перемешивают и измельчают в мельницах, избавляют от металлических включений с помощью специальных магнитов и т.д.
Чтобы получить легчайшие тонкостенный чашки, жидкую массу подают в формы, а через несколько секунд откачивают, чтобы застыть успел только небольшой слой. Получившиеся предметы отправляются дальше, а формы сушатся и возвращаются к мастеру.
… и чайника
Маленький секрет дулевских чайников, выполненных по старинной технологии: в месте крепления носика в корпусе делают дырочки, которые затем работают как ситечко, не давая заварке попасть в чашку. У чайников, отлитых вместе с носиком, такого нет.
В советское время вокруг завода возник целый комплекс связанных с ним предприятий: собственное бюро, разрабатывавшее необходимую технику, красочный завод, художественная лаборатория и т.д. Но большая их часть не пережила трудностей нового времени. Исключением стал только Дулевский красочный завод, которые и сегодня выпускает деколь, краски и золото для декорирования.
После того, как в 2012 году фарфоровый завод сменил собственников, здесь появилось новое европейской оборудование, в основном из Франции: печи, машины для литья под давлением и другое.
На Дулевском заводе до сих пор используют два способа декорирования: деколь и ручную роспись. Деколь — своего рода переводная картинка на фарфор, позволяющая существенно экономить время работы над предметом, появилась в России еще в конце XIX века благодаря Матвею Сидоровичу Кузнецову. Один из самых знаменитых представителей семьи, с именем которого связан расцвет дореволюционного производства, сначала закупил во Франции готовый декор этого типа, а затем, оценив все преимущества, — и оборудование для его производства.
Вот так современная «Красавица» выглядит до обжига.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Новый музей Дулевского фарфорового завода открылся не так давно: возможность отдать под экспозицию большие площади появилась после реконструкции и возведения новых административных корпусов. Результат стоит того, чтобы приехать сюда специально. Пусть даже от железнодорожной станции Орехово-Зуево до Ликина-Дулева нужно добираться маршруткой или такси.
Здесь можно увидеть как вещи кузнецовского времени, декорированные в стиле историзм или модерн (такие могли остаться от бабушек), так и фантастическую по качеству и размеру коллекцию советского периода. Для многих увиденное наверняка раз и навсегда изменит мнение об отечественном дизайне, особенно если раньше оно было не самым лестным. И заставит поселиться на популярных интернет-площадках в поисках винтажных экземпляров фантастической красоты.
Рисунок под хохлому в данном случае не только дань национальным традициям, но и эффектная попытка превратить в достоинства собственные недостатки. В первые годы советской власти заводу, отрезанному от зарубежных поставок, не сразу удалось наладить производство достаточно чистой фарфоровой массы: очистные сооружения были в ту пору не самыми мощными. А большое количество закрытого позолотой фона позволяло сделать это незаметным.
Другое дело, что не все формы и рисунки потом попадали в серийное производство. Поскольку предприятие всегда было ориентировано на большие объемы, приходилось делать выбор в пользу удобных форм, дающих при производстве наименьший процент брака. А, например, посуда с высоким бортиком, как у геометрического сервиза на фото, к таким, увы, не относится. Подобные вещи выпускались, в лучшем случае, небольшими сериями и сегодня являются объектами коллекционирования.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель|Освещение | Аксессуары |Искусство | Тенденции |Идеи декора | DIY |Просто повторить| Портреты
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Видео с производства на Дулевском заводе: Ксения Канке специально для DomasanRu
Originally posted 2016-04-27 15:41:50. Republished by Blog Post Promoter