Наука психология находится еще в начале пути по изучению запахов, обоняния и всего, что с этим связано. Существует невероятное количество информации о влиянии тех или иных запахов на самочувствие, взаимоотношения, здоровье, сон и прочие аспекты существования. Сориентироваться в этом море сведений довольно трудно, поэтому я решила посмотреть, какие знания на эту тему были накоплены в результате экспериментов.
Что лично я знаю о запахах? Что у меня болит голова от всех интерьерных ароматов, кроме ванили; и что при насморке у меня нет аппетита, потому что совершенно не чувствуется запах еды. Вот, собственно, и все. Однако я совершенно согласна, что запахи могут позитивно влиять на настроение, уменьшать стресс, улучшать сон, самооценку, а также работоспособность и эффективность.
Аромакология отличается от ароматерапии. Если в аромакологии как в науке существуют четкие критерии «годности» исследований, то последняя — просто широко распространенное бытовое явление. Именно в рамках ароматерапии можно встретить взаимоисключающие и противоречивые сведения о воздействии запахов. К примеру, у можжевелового масла можно насчитать аж до 20 разных «значений» и применений. Ароматерапия действует по принципу «она работает, даже если на самом деле нет», потому что:
а) никто не проверяет ее научно;
б) как правило, она идет в комплексе с другими воздействиями, поэтому выделить влияние исключительно ароматерапии невозможно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Запахи могут «работать», по крайней мере, двумя способами: сами по себе и в связи с вашим индивидуальным значением (ассоциацией). Так, известно, что запахи ванили, цитруса, лаванды и кедра могут снижать напряжение и тревогу у большинства людей. Но если у вас имеется какой-то негативный опыт, с которым ассоциируется, например, запах кедра — он приобретет для вас совершенно иное значение. Скорее всего, приятный хвойный запах будет не снижать, а наоборот, провоцировать у вас тревогу.
Иными словами, запах как таковой не имеет никакого значения до тех пор, пока не будет связан с чем-то, что имеет для вас значение. Понимая, какое влияние оказывают на вас лично конкретные запахи, вы можете улучшить собственное здоровье и самочувствие.
1. Цитрусовые
Каким же «волшебным» образом ароматы могут воздействовать на наши мышцы? Вот один из возможных способов. В исследовании Warrenburg, 2005 было показано, что ароматы клементина (гибрид мандарина) и натуральной ванили воспринимаются людьми как приятные и ассоциируются со счастьем. Но при этом клементин — более стимулирующий, в то время как стручки ванили пахнут более расслабляюще. А если вы уверены, что запах расслабляющий, то при соответствующих условиях (удобная поза, комфортное окружение) вы обязательно расслабитесь. То есть аромат выступает в роли одного из агентов изменений.
При этом в исследовании Lehrner et al. от 2000 года указано, что запах цитрусовых влияет только на женщин. Мужская реакция на него не столь очевидна. Видимо потому, что на мужчин действует… перечная мята (см. далее).
Возможное место использования: ванные комнаты и спальни лучше ароматизировать ванилью, а не цитрусовыми. Ароматические саше с цедрой разных видов цитрусовых, возможно, сослужат хорошую службу в офисах с женским коллективом, в женских раздевалках в фитнес-клубах, а также в гостиных и рабочих кабинетах.
Аромат этих симпатичных фиолетовых цветочков тоже работает: распыленный в воздухе в незначительных концентрациях, он снижает уровень нервного возбуждения и улучшает плохое настроение (Motomura et al., 2001, Lehrner et al., 2005). В то же время запах лаванды делает реакции людей замедленными, а внимание — рассеянным (Moss, et al., 2003). Кроме того, аромат этих цветов помогает удлинить фазу медленного сна (Goel et al., 2005).
Возможное место использования: спальни, а также комнаты отдыха в рабочих пространствах.
Как уже упоминалось ранее, на мужчин заметное влияние оказывает запах перечной мяты. Особенно при выполнении физических упражнений или занятий физическим трудом. А значит, капаем на пластырь масло, приклеиваем пластырь на верхнюю губу — и вперед, в спортзал, устанавливать новые рекорды! (Raudenbush et al., 2001). Однако, как позже выяснили те же исследователи, запах мяты действует через самооценку и субъективное восприятие нагрузки, а не напрямую —например, впитываясь через кожу (Raudenbush et al., 2002).
А вот женщинам аромат перечной мяты помогает лучше справляться со сложными мыслительными задачами (Ho & Spence, 2005). Видимо, аромакологии еще предстоит узнать, почему один и тот же запах действует на мужчин и женщин по-разному — стимулируя противоположные области. Кстати, субъективное восприятие запаха мяты как стимулирующего и возбуждающего аромата в результате снижало чувство усталости и подавленности у испытуемых любого пола (Goel & Lao, 2006).
Возможное место использования: домашний спортзал или точечное применение в целях повышения концентрации внимания.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы думаете о психологии ароматов? Чувствуете ли вы реальное воздействие запахов? Как отличаются «прогнозируемые» воздействия запахов от реальных в вашем личном случае?
Originally posted 2016-04-02 22:27:51. Republished by Blog Post Promoter