Выставка Salone del Mobile (Милан, Италия, 9–14 апреля) в этом году еще более явно обозначила смену парадигмы, происходящую в отрасли. Редакторы выбрали основные тренды, на которые весь год будет оглядываться мир дизайна.
1. Нет минимализму, да цвету и геометрии
Монохромный минимализм отходит в сторону, на смену идет лаконичность, но с плотной и насыщенной палитрой. Дизайнеры вспоминают об экспериментах Баухауса — отсюда интерес к геометрии, экстремальной функциональности, контрастам основных цветов.
2. Цвета: синий, зеленый и земляные тона
Главными героями интерьеров 2019 года будут плотные синий и зеленый плюс палитра охристо-коричневых оттенков, взятых у природы.
Калина Каларус, координатор по маркетингу Fritz Hansen, рассказывает: «У нас есть особые оттенки каждого из этих цветов. Полуночный синий и горчично-желтый для нас — цвета 2019 года. Мы выбрали их для новых предметов и для переизданий легендарных моделей». И, кажется, не только они. Горчично-зелено-голубым было подавляющее большинство интерьерных инсталляций.
Теплая гамма ориентируется на краски природы: от охристо-желтого и горчичного до оранжево-красного. Интересно, что как и в прошлом году, сохраняется тенденция использовать несколько оттенков коричневого-розового-красного одновременно (в холодной и теплой вариации). В металлах, как и в прошлом году, популярна латунь.
Зеленый, важный для прошлого года цвет, пока остается в интерьерах. Однако изумрудных оттенков все меньше — больше красок хвои и мха-сфагнума. И зеленого с геометричными узорами.
На фоне этого многоцветья и четких геометричных узоров отдельного упоминания заслуживает возвращение черно-белой гаммы. Серый присутствовал в десятках оттенков и фактур одновременно — и сам по себе, и в комбинации с модными оттенками года. Из обивок — в фаворитах соль-перец, букле и разводы, напоминающие шкуру зебры. И, конечно, геометричные паттерны.
Когда одного цвета недостаточно, дизайнеры переходят к декору. В этом году на пике цветочные узоры на белом или цветном фоне.
Стул S Chair Brocade, диз. Том Диксон для Cappellini
Эдвард ван Влит, придумавший диван для Moroso (на фото), объясняет, почему из всех вариантов обивки он выбрал цветочный: «Когда я проектирую предмет мебели, особенно с обивкой, то сразу думаю о ткани, которую хотел бы использовать. Сила цветочного узора в том, что он включает в себя каждый цвет. Именно поэтому его легко комбинировать с любым предметом мебели, что позволяет создавать множество различных комбинаций».
4. Экосознательность
Экоустойчивость обретает форму: это уже не просто реклама разумного отношения к миру вокруг нас. Эта концепция напрямую связана с воздействием дизайна на окружающую среду, а также с новым стилем жизни. И вот три конкретных примера.
Первый: на выставке была показана инсталляция The Playful Living, разработанная в сотрудничестве с CILAB — исследовательской лабораторией Политехнического университета Милана. Это проект квартиры площадью 150 кв.м, целью которого было осмысление нового отношения к жизни. Внутри квартиры — плетенная мебель, экологически чистые материалы (ткани, изготовленные из переработанного пластика и древесины).
Дизайнер Марта Меда, руководившая проектом, рассказывает: «Это дом создан для всех, кому необходимо пространство, где можно и работать, и проводить время с семьей. Мы выбрали натуральные материалы, отдавая предпочтение переработанным и восстановленным, включили в проект и воздухоочистители».
Другой пример, посвященный устойчивому развитию, — выставка Join от Norwegian Presence, собравшая 21 проект норвежских дизайнеров и ремесленников. Кураторы выставки Яннике Кравик и Алессандро д’Орацио рассказывают о своей идее: «Почему мы должны создавать что-то новое? Помимо эстетики, которая важна по определению, объект должен иметь ценность с точки зрения материальности или долговечности. Объекты, которые мы выбрали для Join, должны давать что-то взамен: быть долговечными, легко перерабатываться, например».
И третий пример, стул Halo из конопли и казеина, разработанный Филиппом Хайнке для исследовательского проекта Organico. Этот предмет получил вторую премию Salone Satellite Awards, в которой отмечены выдающиеся работы молодых дизайнеров.
5. Биопластик все популярнее
Экоматериал, вышедший на дизайнерскую сцену в этом году, — биопластик или пластик, изготовленный из возобновляемых ресурсов. Мебель из него появились в экспозициях нескольких крупных компаний. Например, Kartell использовал биопластик Bio-On в новой версии комодов Componibile (на фото). А Фабио Новембре показал серию стульев Ice-Dream из переработанного и пригодного для повторного использования биопластика.
6. Новые отделки
Биопластик — не единственный материал, дебютировавший на выставке. Большое внимание компании уделили инновационным видам отделки: от эмалированной стали (как на столе Knoll на фото) до отделки Lago XGlass, в которой на стекло наносят печать с эффектом дерева, мрамора или ткани.
Среди популярных инноваций — перенос на поверхности предметов отделки, обычно используемой для напольных покрытий: бетонной текстуры для стола, керамогранита и смол для стеллажей.
7. Многофункциональность
Мебель становится многозадачной — эта идея вполне в духе концепции Баухауса о главенстве функции перед формой. Например, экраны и раздвижные перегородки не только разделяют пространство, но и работают как акустические панели. Другой пример, когда мебель электрифицируется: полки и сама конструкция шкафов становятся дополнительными источниками света.
8. Модули, больше модулей
Требование многофункциональности влияет и на растущую популярность модульности как идеи. Стеллаж или шкаф легко меняется в зависимости от изменений в семье или вкусах: убираются и добавляются полки разного размера, ящики, дверцы для скрытого хранения, подвесы для мелочей, лежанки для кошек и другие необходимые детали. А светильники достраиваются, перестраиваются и пересобираются из модулей нужного вам числа.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Были на выставке Salone del Mobile в 2019 году? Какие из растущих тенденций вы выделили для себя?