1. Делать на века
Один из очевидных путей — мебель, которая прослужит десятилетия и при этом не устареет ни с точки зрения внешнего вида, ни с точки зрения качества. Эта цель стала доминирующей для большинства компаний и дизайнеров на прошедшей выставке в Копенгагене.
Чтобы даже через десятилетия легко вписаться в интерьер наших правнуков, предметы должны быть лаконичны и долговечны. Для Сесилии Манц, создательницы стола на фото выше и стула на фото слева, именно это определяет качественный и экологичный дизайн «вне времени»: «Мои дети должны иметь шанс унаследовать эту мебель». Кроме того, важно отказаться от привычки выпускать вещи каждый сезон лишь ради эффекта новизны. «Если я не могу достойно аргументировать, зачем нужна эта новинка, лучше вообще ничего не делать», — говорит она.
2. Кастомизация — путь к предметам вне времени
Мебель, которая адаптирована к потребностям владельцев и особенностям пространства, не устареет и не потеряет своей актуальности. «У нас нет стандартных решений. Всё разработано специально для конкретного заказчика и определённого пространства. Поэтому эта кухня идеально вписывается в характер и параметры помещения», — рассказывает владелец компании по кастомизации кухонь Николай Бо.
3. Цвет — на десятилетия вперёд
Цвет тоже может быть долговечным. Так, датский дизайнер текстиля Маргрета Одгард разработала палитру из 30 оттенков для мебельной компании Montana, известной своими простыми, но красочными системами стеллажей.
На первый взгляд, появление новых цветов в коллекции мебели может показаться лишь краткосрочным колористическим трендом. Но цель Маргреты — долговечность палитры: «Я не работаю с сезонными тенденциями. Коллекция цветов должна оставаться на рынке не менее 5–10 лет и не устаревать».
4. Назад в будущее
Какая мебель будет стоять у нас дома не только в ближайшие год-два, а через 10, 20 или даже 50 лет? Ряд датских компаний отметили нынешнюю любовь к моделям 1950-х, 60-х и 70-х и делают ставку на их популярность и последующие десятилетия. Помимо переизданий «классики» датского дизайна, компании обратились к менее известным дизайнерским проектам. Это может быть мебель, снятая с производства из-за «немодности», или идеи, отложенные «в стол» ещё до того, как производство стало массовым.
Мебельная компания Mazō основана недавно, но многие её проекты уходят корнями в прошлое. «Для нас важно, чтобы проекты, которые мы запускаем сейчас, сохраняли актуальность в течение 50 лет», — говорит Магнус Стефенсен, основатель Mazō и внук дизайнера Магнуса Лассе Стефенсена.
«Мой дед опередил своё время, когда проектировал кресло WNG. И нам важно, чтобы мебель, которую мы производим сегодня, могла служить нескольким поколениям», — продолжает Магнус .
5. Не глобально, а локально
Ещё один способ минимизировать воздействие на окружающую среду — организация производства на месте, с использованием локальных материалов и рабочей силы. Это подход использует большинство датских компаний. Magnus Olesen, например, производит всю свою мебель на фабрике в Ютландии, несмотря на глобальную тенденцию аутсорсинга рабочей силы. «Мы живём в то время, когда тема устойчивого развития настолько важна, что фактически стала мощной силой, стимулирующей локальное производство с использованием местных материалов», — говорит директор и владелец компании Нилс Кнудсен (Nils Knudsen).
«Есть несколько крупных компаний, которые при заключении договора требуют, чтобы мебель производилась на расстоянии не более 700 километров от места использования. Так, в США и Японии, например, мы работаем с местными партнёрами: они создают производство по лицензионному соглашению. Или же мы отправляем туда комплектующие для мебели, а сборка, обивка и регулировка производятся на месте. Если подсчитать выбросы CO2, неизбежные при транспортировке одного кубического метра груза, для окружающей среды значительно лучше, когда мы отправляем компоненты, которые собираются на месте, а не объёмные готовые изделия».
Переработка и повторное использование мебели — ещё один способ улучшить экологическую обстановку.
А раз всё больше современной мебели сегодня стараются делать «на века», то можно ожидать, что лет через 15–20 мы увидим её на аукционах, барахолках и в магазинах секонд-хенд в достойном для жизни у следующих хозяев состоянии.
Параллельно с новыми материалами из переработанного мусора, дизайнеры активно используют сырьё, которое не требует сложной переработки.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы думаете о концепции устойчивого развития? Насколько эти идеи экоподхода к производству и использованию мебели актуальны для нас? Поделитесь своим мнением в комментариях.