До 11 июня в В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит небольшая, но важная выставка «Легенды датского дизайна», где представлены знаменитые модели стульев и светильников XX века. В поддержку этого начинания в Москву приезжала директор Датского музея дизайна Анна-Луиза Соммер. Мы записали для вас основные тезисы ее лекции: что думают датчане о национальном дизайне и как им удалось превратить предметный дизайн в важную статью экспорта.
Анна-Луиза Соммер описывает датский социум как «общество дизайна». К подобному определению так и хочется добавить слово «победившего», когда понимаешь, что это на самом деле означает.
1. Дизайн — это способ повысить качество жизни граждан
На протяжении XX века правительство Дании придерживалось именно такой внутренней политики: свобода доступа к качественному дизайну и широта его использования служили материальным выражением принципов «государства всеобщего благоденствия» (или всеобщего благосостояния) — политической концепции, по которой живут Скандинавские страны.
2. Деклараций мало — нужна государственная политика
Большую роль здесь сыграло то, что принято называть политической волей. И хотя в начале этого пути Дания не была богатой страной (в том числе, не обладала солидными природными ресурсами или территорией), правительство даже в тяжелые годы инвестировало средства в архитектуру, интерьеры и оснащение общественных зданий. По словам Анны-Луизы Соммер, наибольший объем инвестиций пришелся на не самые благополучные для страны 1920-30-е годы.
3. Датский дизайн — тотален
Хотя у многих датский дизайн ассоциируется в первую очередь в мебелью, в этой стране в данное понятие включают самый широкий круг вопросов — от предметного дизайна до городского и ландшафтного планирования. Для Дании исторически был важен принцип гезамкунстверка (тотального произведение искусства, где каждая мелочь продумана и разработана в соответствии с единой концепцией), остается он актуальным и сегодня. Кроме того, местные дизайнеры и архитекторы не делили работу на престижную и не очень, поэтому многие из них с равным успехом работали над проектами архитектурных комплексов, наборами посуды или стульями для малогабариток. Знаменитый датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен говорил, что сам акт творчества одинаково волнует и бодрит его, независимо от того, создает он небоскреб или ложку (встречается также вариант цитаты про ложку и Национальный банк — прим. ред.).
4. Сделать дизайн национальной идеей
Власти Дании убеждены, что качественно окружение формирует и воспитывает хорошего гражданина. Поэтому дизайн транслируется на уровне официальной национальной идеи — не как игрушка для небольшой группы богатых избранных. Уже в первой половине XX века разрабатывались и, что важнее, реализовывались проекты доступного жилья для рабочего класса, а также проекты мебели для малогабаритных квартир, многофункциональные предметы. Потенциальными покупателями считались семьи со средним или низким уровнем дохода. Также в стране открывались дизайн-курсы для молодежи, которые должны были помочь постичь принципы современного дизайна и эстетики.
5. Начать рекламировать свой дизайн за рубежом
Правительство Дании прикладывало серьезные усилия в этом направлении: с 1950-х в мире проводились крупные передвижные выставки скандинавского дизайна, не последняя роль на которых отводилась датским экспонатам. Одной из целей этих мероприятий была реклама на одном из самых привлекательных рынков мира — в США. Многие передвижные выставки за рубежом инициировало датское Министерство иностранных дел.
6. Датчанам «повезло с историей»
История датского дизайна не знает резких поворотов, когда традиции сбрасывали бы «с корабля современности».
Кааре Клинт, которого называют «отцом датского дизайна», делал ставку на эволюционный путь вместо радикальных экспериментов, не забывая при этом о работе с пропорциями человеческого тела, эргономике и других важных вещах. Суть его метода — сделать традиционные образцы более элегантными и (что важно) доступными. В результате у потребителей не возникает ощущения, что дизайн устаревает. В качестве примера Анна-Луиза Соммер привела детскую комнату в музее, которым она руководит: представленная там мебель Вегнера была разработана около 70 лет назад, но не кажется старомодной или неактуальной.
Принципы датского дизайна
То, что сегодня принято называть «ДНК бренда», применительно к датскому дизайну можно описать следующим набором определений:
- акцент на качество и форму;
- эстетика и функция одинаково важны;
- забота, элегантность, изящество, скромность.
При Кааре Клинте сложилась и схема работы молодых дизайнеров. Сначала студенты измеряли исторические образцы, затем смотрели на них свежим взглядом, а после модифицировали предмет в соответствии с современными вкусами и потребностями. Эти этапы креативного процесса — работа с наследием, отстранение и выработка нового взгляда на него, модификация в духе времени — и сегодня остаются актуальными.
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ…
31 мая 2017 года — публичная лекция «Вернер Пантон. Датская школа дизайна» во флагманском шоу-руме Vitra, вход свободный.
Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Между национальным и космополитичным
Хотя датский дизайн XX века может восприниматься как канонический пример национального дизайна (или национального подхода к дизайну), исторически он опирался и опирается отнюдь не только на «внутренний» культурный контекст. Среди образцов, служивших источниками вдохновения для датских дизайнеров, неожиданно много предметов из других стран и культур, подчас весьма далеких от Севера Европы. Например, в конце 1930-х в коллекции Датского музея дизайна появились китайские стулья эпохи Мин, которые привлекли внимание студентов. В числе тех, на чью работу они впоследствии оказали влияние, был и Ханс Вегнер.
Из других примеров стоит упомянуть серию «Сафари» Кааре Клинта, египетскую мебель Оле Ваншера, навеянную экспедициями в Африку и изучением декоративно-прикладного искусства Древнего мира, «Испанское кресло» Бёрге Могенсена и стулья «Тринидад» Нанны Дитцель.
Также Анна-Луиза Соммер подчеркнула, что, по мнению датчан, национальным дизайн делает не место производства, а, скорее, специфический подход и следование духу. Ведь сегодня мир все чаще воспринимается как глобальное сообщество, когда человек может родиться в одной стране, учиться в другой, а работать в третьей. Такая позиция, помимо прочего, созвучна современной ситуации, когда предметы могут разрабатываться и производиться в разных странах или даже частях света, и это данность, с которой нужно работать.
Не стоит думать, что датский дизайн монохромен и ориентируется исключительно на сдержанную гамму естественных цветов. Например, предметы Финна Юля часто были яркими, а одним из его любимых цветов считался «розовый Люндстрема» (Lundstrøm pink), названный по имени художника, на чьей выставке Юль увидел интересный оттенок. Яркие цвета, как известно, любил и Вернер Пантон. Так что современный датский дизайн (и современные датские дома) скорее предлагает комбинацию двух колористических подходов.
Еще один «кит», на котором стоит датский дизайн, — ориентация на потребителя. В этой стране уверены, что хороший дизайн всегда появляется благодаря заботе и переживаниям о ком-то. А приятная атмосфера делает людей лучше.
В качестве примера такого подхода Анна-Луиза Соммер привела компанию Oticon, которая занимается производством слуховых аппаратов (сегмент, который мало у кого ассоциируется с дизайном). Около 20 лет назад компания стала делать акцент не только на технологии, но поставила по главу маркетинговой политики вопрос: «Какую пользу потребителю может принести наш продукт»? А девиз компании — «Люди прежде всего» (People first), как подчеркивает Соммер, звучит очень по-датски.
Другой пример — крупнейшая в мире награда в области дизайна INDEX: Award и одноименная некоммерческая организация с девизом «Дизайн за улучшение качества жизни (Design to Improve Life).
Вкус к национальному дизайну, благодаря чему он может выигрывать конкуренцию у более дешевой или более модной иностранной продукции, в Дании ненавязчиво прививают с детства. Поэтому для многих это дело привычки и «знакомости» вещей, естественная часть пейзажа.
Считается, что во всех датских домах есть предметы высококачественного дизайна — мебель, светильники или посуда из серии «Маргрете» (на фото), названные в честь нынешней датской королевы Маргрете II.
Выставка «Легенды датского дизайна» открыта до 11 июня 2017 года в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва). Со-организатором выставки является Московский музей дизайна.
Originally posted 2017-05-24 13:30:12. Republished by Blog Post Promoter