Это то, чему учат дизайнеров на курсе истории искусств для общего понимания прекрасного.
«Под “чистым стилем” понимают набор определённых канонов и даже причин и факторов, которые повлекли за собой формирование этого стиля именно в том виде, в котором он существует», — объясняет дизайнер Степан Бугаев, бюро «Точка дизайна».
Но иногда «чистым» называют одну из вариаций классических (исторических) стилей вроде ампира, рококо или барокко.
Важно: Исторический стиль в «чистом» виде никогда не используют в жилых интерьерах. Более того, это даже считают дурным тоном. Нужно взять «чистый стиль» за основу и подмешать к нему несколько сторонних компонентов. Как результат — появляется множество причудливых стилевых гибридов вроде «легкой классики» или «скандинавского лофта». Их не признают академические учебники по истории искусства, но их-то как раз можно встретить в журнальных публикациях о реальных интерьерах.
Отталкиваться нужно от «центральной идеи» стиля. Любой чистый стиль можно упростить до единственной определяющей идеи. Скажем такой:
- минимализм — это пустота: максимум задач решаем через минимум предметов;
- ар деко — это роскошь: дорогие материалы, геометрия.
Определяющая идея объяснит нам главное: можно ли сделать тот самый «подмес» к чистому стилю без ущерба для его основной идеи (или лучше не пытаться). Скажем, представить себе достойный гибрид минимализма и ар деко сложно: в их основе противоречащие друг другу идеи. А вот совместить пустоту минимализма и фактуру — можно.
Получается, да — клиенту не обязательно быть подкованным в теории стилей. При условии, что проект для него будет разрабатывать интерьерный специалист.
«Мало кто из людей, кроме небольшой прослойки узких специалистов, вообще разбирается в стилях. Даже дизайнеры часто не отличают модерн от контемпорари, фьюжн от эклектики, английский стиль от классицизма. Мне как дизайнеру нужно это знать, чтобы легче “жонглировать” элементами, создавая индивидуальный стиль», — рассказывает Диана Миронова.
Если вам на 100% нравится результат работы ее дизайнера, то да, смело просите рекомендации. Но если стилевые предпочтения (ваши и подруги) сильно различаются — лучше начать самостоятельный поиск.
Теоретически хороший профессионал может сделать качественный интерьер в любом стиле. Но вот какой нюанс: дизайнеру может быть эстетически неприятны одни стили и ближе — другие.
ПО ТЕМЕ…
Психология: Стоит ли советовать дизайнера или рабочих «дальше»
«Если говорить о жилых интерьерах, я не возьмусь за стили типа морского, пиратского, японского, квартиры под избу (бывает и такое). На мой взгляд, они избыточно декоративные и чаще всего неуместные для наших широт. А вот кафе и рестораны вполне могут оформляться иначе», — считает Антон Базалийский.
Да, это самый правильный путь. Опытные специалисты давно определились, какие направления им по душе, и с удовольствием работают именно в них. Они знают множество способов добиться заданной цели, свободно ориентируются в разнообразии отделочных материалов, владеют «явками и паролями» лучших поставщиков мебели и аксессуаров.
Так не получится как минимум по двум причинам. Первая — финансовая: далеко не всегда по фотографии можно корректно оценить цену предметов и отделки. А она может оказаться в десятки раз выше наших самых смелых предположений. Повтор той же идеи из дешевых аналогов приведет к дешевому результату.
Вторая — стейджинг или стилизация. Вы можете влюбиться в детали, которые «делают» интерьер на картинке. А их банально завезли за день до съемки, чтобы задать интерьеру нужный образ. Это не часть проекта, а лишь «декорация». Вы считали настроение целиком и влюбились в него. Но это не повод повторять проект, заимствовать приемы. Именно потому никакой дизайнер не будет копировать для вас картинку из чужого проекта.
Факт: Как правильно заимствовать идеи и надо ли — мы подробно описывали в статьях по ссылкам ниже.
ОБ ЭТОМ…
Согласятся немногие. Все же дизайнерам интереснее быть авторами новых проектов, а не тиражировать прежние находки. Да и заказ на авторский интерьер подразумевает, что его создают только для клиента — без права повторения у последующих заказчиков.
Это распространенная ситуация. Поверьте, у дизайнеров есть методы: как «считать» невербальную информацию — понять то, что вы сами не можете выразить словами.
1. Препарировать чужие фото
«Я не столько спрашиваю, что нравится клиенту на конкретной фотографии, сколько что НЕ нравится. Обращаю его внимание на мелочи, свет, размер паркета. И делаю выводы», — делится Антон Базалийский.
2. Приехать к клиенту в гости
«Полезно побывать у заказчика дома (в его нынешнем пространстве) или хотя бы увидеть этот интерьер на фото. Многое о человеке мне также говорит одежда, которую он носит. А еще я часто прошу показать мне НЕ интерьерные фото: просто вдохновляющие иллюстрации с палитрами, какими-то элементами архитектуры. Все, из чего я могу получить знания о том, как человек понимает форму, цвет и стиль», — рассказывает дизайнер Диана Миронова.
3. Обсудить заготовки
«Главное — общаться с заказчиком. Мы проводим подробное собеседование, задаем десятки вопросов (составили за годы практики). Просим клиента показать примеры того, что нравится. А если таких примеров нет — показываем наши варианты. Для этого у нас есть подготовленная подборка с полутора десятками стилистик в нашей интерпретации разделения на стили. В некоторых случаях после начального разговора мы делаем индивидуальную подборку под клиента. И уже по ней обсуждаем все тонкости и детали предпочтений», — рассказывает Михаил Новинский.
Тогда читайте! Только не инстаграммы и не учебники по истории искусств, конечно.
Листайте альбомы, посвященные конкретному стилю — добивайтесь так называемой насмотренности. А еще читайте биографии известных дизайнеров с ретроспективой их творчества.
Факт: Сейчас самое время изучить работы мэтров 1970-х — ведь именно этот стиль набирает популярность.
ОБ ЭТОМ…
Три главных мэтра 1970-х годов и где почитать об их творчестве
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Как вы думаете, нужно ли заказчику разбираться в стилях интерьера? Какие еще способы найти свой стиль вам известны?