26 мая в Венеции открылась 16-я по счету архитектурная биеннале. Кураторы этого года — ирландки Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара из бюро Grafton Architects — известны своими проектами университетов, кампусов и прочих образовательных пространств. Неслучайно специальная секция биеннале получила название «Teaching is Learning» — «Преподавание — это обучение»: Фаррелл и Макнамара привыкли подходить к своей профессии как к постоянному исследованию и непременно передавать полученные знания вовне. Исключением не стала и сама биеннале, работая над которой, по словам архитекторов, они узнали много нового о происходящем в мире.
ПО ТЕМЕ…
3 Days of Design: Каким будет датский дизайн через 10 лет
Один из залов российского павильона превратился в камеру хранения, в ячейках которой обнаруживался то Ленин, то Кандинский. В другом зале показывают фильм о путешествии на поезде из Москвы во Владивосток. В третьем — коллаж проектов вокзалов разных лет. А в четвертом — различные сценарии будущего, во всех из которых рельсовый транспорт играет ключевую роль: неважно, будет ли он связывать между собой густонаселенные мегаполисы или доставлять за считаные минуты в Москву на рабочее совещание из жилого малоэтажного пригорода.
Сами же кураторы в своем обращении к участникам вообще призывали их вспомнить, что архитектура — она про позитив и может быть «одной из самых оптимистичных дисциплин», по крайне мере, до тех пор, пока живо чувство юмора у тех, кто ее создает. Вероятно, именно поэтому безусловным фаворитом биеннале и заслуженным обладателем главной ее награды — «Золотого льва» — стал павильон Швейцарии с формулировкой «за создание архитектурной инсталляции, одновременно доставляющей удовольствие и затрагивающей важные вопросы масштаба в интерьерном пространстве».
Совсем иначе — как, впрочем, и всегда, — звучали работы отдельных архитекторов, тщательно отобранных кураторами. Меньше страха — больше свободы. Меньше цифр — больше архитектуры. Это выгодно отличает биеннале 2018 года от предыдущей: тогда практически каждый проект требовал глубочайшего погружения в описание и сопроводительные материалы.
На этот раз слово «пространство» в теме выставки, вероятно, напомнило архитекторам, что прежде всего их язык — это все же язык форм, и инсталляции главных залов Арсенала и Центрального павильона в Джардини были вновь полны материальности, которую постигаешь скорее чувствами нежели разумом.
Тем не менее возникло ощущение, что раз уж награды павильонами раздавались с точки зрения почти чистой архитектуры, то выбор индивидуальных участников должен быть прежде всего социально ответственным: Алехандро Аравена два года назад далеко не первым заговорил о том, что архитектор должен в первую очередь спасать мир. Очень многие профессиональные премии последние годы дают за «гражданские» аспекты архитектуры, о которых раньше никто и не думал.
Так, «Золотого льва» присудили португальцу Эдуардо Сото де Мура (Eduardo Souto de Moura). Притцкеровский лауреат 2011 года продемонстрировал свой метод реиспользования на примере поэтапного и очень вдумчивого преобразования старинной фермы в Алентехо: сначала среди оливковых рощ появились бар и общественная гостиная под открытым небом; потом коровий хлев конвертировали в ресторан; постепенно среди построек разбили свою систему улочек и площадей.
Вспомнили и про бесценность сохранения местных традиций: специальное упоминание получил Андра Матин из Индонезии с экспозицией «Elevation», в которой он попытался отобразить все многообразие аутентичных решений для лестниц, подъемов и прочих перепадов рельефа.
Второе специальное упоминание получили уроженцы Индии: RMA Architects много лет изучают свою страну, строя планы по ее развитию с учетом сохранения ценного наследия.
«Серебряный лев» — напротив, приз для молодого бюро. Он достался бельгийской мастерской Architecten de vylder vinck taillieu за проект восстановления бывшей психиатрической клиники, некогда представлявшей собой кампус из мини-вилл.
Originally posted 2018-05-28 15:55:16. Republished by Blog Post Promoter