Модернист на Западе
Карьера архитектора Альберта Фрея обрела новое направление, стоило ему переехать в Южную Калифорнию. Уроженец Швейцарии, Фрей прославился в 1931 году: вместе с Альфредом Лоуренсом Кохером, главным редактором журнала Architectural Record, он спроектировал дом в Нью-Йорке (Aluminaire House). Это было первое цельносборное металлическое здание, которое планировалось сделать прототипом недорогих быстровозводимых домов для среднего класса. Проект, несмотря на множество инноваций, походил на ранние проекты Ле Корбюзье (особенно на виллу Савой, в проектировании которой участвовал и сам Альберт Фрей).
На Запад США Фрей поехал в 1930 годах, получив заказ на возведение офисного и торгового комплекса в Палм-Спрингс (это была первая модернистская постройка в городе). К концу Второй мировой войны Палм-Спрингс оказался в центре строительного бума, благодаря его возросшей популярности в зимний период. Сюда стали приезжать на каникулы звезды Голливуда и бизнесмены с Восточного побережья.
Фрей потратил годы, работая и экспериментируя с новыми материалами и ландшафтом, прежде чем приступил к созданию своего дома в 1964 году: в этом здании скромных размеров он провел остаток своей жизни. Архитектор в буквальном смысле кинул себе вызов, выбрав практически непроходимый и непригодный для стройки участок на склоне у подножия горы Сан-Хасинто.
Архитектор не стал сразу начинать строительство и потратил месяцы, наблюдая за участком. Фрей изучал движение солнца, запоминал, в каких местах обнажена горная порода, какие виды открываются с определенных точек. На месте будущего дома палочками и натянутой леской он разметил очертания крыши. Архитектор внимательно отнесся к природе вокруг и даже включил в интерьер огромный валун.
Террасное расположение дома выбрано не только ради минимального вмешательства в ландшафт. Из-за особенностей участка это было единственно возможное решение: использование тяжелой строительной техники в этом месте было бы очень дорогим.
Дом идеально соответствует местному климату. Над его южной стороной сделан сильно выступающий козырек, который играет ту же роль, что и широкие поля шляпы. Он защищает дом от палящего солнца, пропуская прямые солнечные лучи только зимой.
Спальня со стеклянными стенами обращена на восток — навстречу рассвету. А западная часть дома, куда попадает максимум послеобеденного солнца, обнесена толстыми стенами и оснащена лишь несколькими окнами.
Даже текстильный декор продиктован особенностями климата. Из портьер Фрей сделал подобие «бутерброда»: он проложил майларовую пленку между слоями занавесок, чтобы ограничить проникновение жары в дом.
Альберт Фрей потратил годы, работая с материалами, более подходящими для промышленного использования. В ранних проектах он любил использовать деревянный каркас, но со временем понял, что дерево плохо ведет себя в климате Южной Калифорнии.
Особенности каждого материала Фрей подчеркивает, оставляя открытыми. Например, основание дома — это необработанные бетонные блоки, на которых покоятся бетонные плиты, выложенные уступами. От бетонных плит поднимается стальной каркас, на который крепится крыша из гофрированного железа, тоже ничем не обработанного (со временем Фрей хотел получить эффекта ржавчины).
Гофрированное железо — материал, более привычный для промышленных построек. Но в своем доме архитектор доказал, что оно элегантно смотрится и как элемент жилой архитектуры. Внутренние полости крыши проложены тепло- и гидроизоляцией. На потолке Фрей использовал листы перфорированного и окрашенного алюминия: так он не только спрятал слой изоляции, но и понизил уровень шума в комнате.
Фасады шкафчиков покрыты гофрированным стеклопластиком — этот материал более привычен в качестве кровли для садовых навесов. Все панели сделаны раздвижными, чтобы сэкономить место в тесном помещении.
Обеденный стол превращался в чертежный, когда Фрею нужно было поработать дома. Только кухня и ванная комната, расположенные на западной стороне, огорожены стенами со всех сторон.
ПО ТЕМЕ…
- Ле Корбюзье: За кулисами восьми зданий модернизма
- Мир дизайна: Бетон и сталь баронессы Эйлин Грей
- Мир дизайна: К истокам модернизма — первое здание Баухауса
ВАША ОЧЕРЕДЬ…Если вы захотите взглянуть на этот знаменитый дом своими глазами, договориться о посещении можно через художественный музей в Палм-Спрингс