Успешные проекты — повод для гордости дизайнеров и заказчиков. О несложившихся проектах или сложностях говорят куда менее охотно. Мы попросили практикующих профессионалов — архитекторов, дизайнеров, декораторов — объяснить причины, по которым они отказываются от проекта на разных стадиях работы. Или даже до ее начала.
Обжегся на молоке — дуешь на воду
Мы уже не раз говорили о том, как найти «своего» дизайнера. А что может насторожить в клиенте потенциальных исполнителей проекта? Нужно понимать (и не спешить залезать на броневичок), что оценивая потенциального заказчика, дизайнер, как правило, ориентируется на предыдущий опыт — профессиональный и жизненный. Опыт мог быть болезненным. Потому новая встреча с похожими симптомами и воспринимается как повод насторожиться. Так что дело может быть и не в нынешнем заказчике. Но в чем-то таком, что напомнило дизайнеру проблемного прошлого клиента. И он предпочел не рисковать. Как говорится, ничего личного.
Иной раз проблемы начинаются с банального непонимания «на берегу». Оно практически всегда выливается в серьезные проблемы в процессе работы. «За проект не хочется браться, когда клиент говорит: “Да я и сам могу нарисовать, но времени нет»… Или пытается получить десять вариантов вместо трех прописанных в договоре, прибегая к различным хитростям. Как правило, таких клиентов видно на первой встрече, но бывают и неприятные исключения», — говорит архитектор и дизайнер Владимир Бахтояров.
Лучше и не начинать, если вам как дизайнеру или вам как заказчику неприятна манера общения другой стороны. «У меня бывали такие случаи, — рассказывает дизайнер Мария Боярова. — Тем не менее я все равно бралась за проект, а потом сожалела. Надо понимать, что в деструктивных отношениях дизайнер-заказчик потерпевший стороной всегда является клиент. Он пускает дизайнера в свое личное пространство, но чувствует себя непонятным, неуслышанным. Кроме того, вряд ли ему удастся вернуть предоплату», — поясняет она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Ну почему: 10 причин, по которым архитектор откажется от вашего проекта
Довольно распространенный вариант: «Когда клиент приходит с историей про очень плохих прошлых дизайнеров, есть вероятность, что можно попасть у него в тот же список, если сразу не понять, что именно пошло не так. Хотя, конечно, есть прецеденты некачественной работы», — отмечает дизайнер Ната Истомина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Психология: 4 вопроса, которые помогут найти «своего» дизайнера
«Мы не работаем с теми, кто думает, что он нас покупает. Не работаем с грубыми клиентами (одно матерное слово в общении — и мы не будем делать проект). Если при встрече на обсуждении проекта муж унижает или оскорбляет жену — мы с такой парой работать не будем», — объясняет руководитель студии дизайна Илья Комолов.
Семейные споры заказчиков — еще один частый повод для отказа от проекта. «Например, муж и жена не могут договориться между собой и решают нанять дизайнера, чтобы он сотворил чудо и воплотил в проекте взаимоисключающие друг друга “хотелки”. Работа над интерьером у таких людей превращается в поле битвы и перманентное выяснение отношений. Такой проект отнимает много времени и сил, люди не могут договориться, отодвигают принятие решений, передумывают», — рассказывает Светлана Ильина.
«Если заказчик присылает в подборке интерьеров, которые ему нравятся, фото помещений в абсолютно разных стилях, а потом просит все это объединить в одном пространстве, скорее всего, предстоит долгая работа по выяснению его истинных предпочтений», — констатирует архитектор Роман Коротков. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
изнутри: Как найти дизайнера или архитектора с помощью фото
Участие и неучастие
Равнодушие заказчика к проекту, как и его чрезмерное рвение, ведут к одинаково плохому результату. «Неинтересный проект — тот, где хозяева отказываются думать о проекте, — уверена архитектор и дизайнер Наталья Шевчук. — Без внятного техзадания, когда человек сам не знает, что хочет, хороший проект не получится». Бывает наоборот — заказчики хорошо знают, чего хотят, но хороший интерьер им просто не нужен: «Один раз я со слезами отказалась от проекта в сталинской высотке, где хозяева планировали жить во время командировок в Москву. Они сказали, что привезут остатки обоев и ламината с дачи из Астрахани. Сказали, что особая красота им не нужна — просили просто проследить за рабочими во время ремонта. Я ходила по коридорам этой квартиры в последний раз, гладила гипсовую лепнину и плакала», — рассказывает дизайнер Надежда Требухина.
Если дизайнеры специализируются на конкретных стилях, они не возьмутся за то, что им не близко. Как не возьмутся делать то, что противоречит их пониманию хорошего интерьера. Зачем учить клиента жить, если вас об этом не просили?
Но что еще делать, «когда заказчик слышать не желает о новых технологиях, направлениях в дизайне и просит сотворить интерьер, который он видел семь лет тому назад», — приводит пример дизайнер Наталья Алексеева-Лебедева.
Не возьмут проект, и если пожелания заказчика покажутся невыполнимыми. «Я никогда не возьмусь сотворить бунгало а-ля Бали в московской квартире», — признается дизайнер Мария Черкасова.
Практики не возьмут в работу проект, который подразумевает повторение своей или чужой работы. «Если клиент хочет, чтобы мы сделали точно так же, как на какой-то картинке, для нас это уже не дизайн, а воровство чужого дизайна», — объясняет архитектор Дарья Ельникова.
«До слез бывает обидно, когда и понимание с заказчиком есть, и проект воспринимается на “ура!”, но в предпоследний момент хозяйка вспоминает, что на старой квартире у нее остался старый, но очень дорогой итальянский сервант, который просто необходимо вписать в новый интерьер… В такой момент хочется все бросить и бежать», — описывает пример ситуации Наталья Алексеева-Лебедева.
«Если ситуация складывается так, что достучаться до заказчика невозможно, просто исполняем все его желания», — говорит архитектор Анастасия Зайцева.
Дизайнеры по-разному относятся к «проектам для портфолио» и тем, что делаются ради заработка. «Задайте себе вопрос: вы хотите заниматься дизайном во имя высокого искусства? Тогда вперед — отталкивайте руку заказчика. По статистике один раз в два года вы получаете возможность творить шедевр… Остальное время вы зарабатываете на хлеб», — вступает в дискуссию с коллегами дизайнер Геннадий Подобулкин.
«Мы беремся за проект, даже если понимаем, что шедевра не получится — в силу ограниченного бюджета, например. Наша работа — сделать пространство максимально функциональным и гармоничным», — соглашается дизайнер Полина Иванова.
Бывает, что «бюджетный» заказчик приходит к именитым дизайнерам под впечатлением от эффектной публикации. Он не знает ценовой уровень исполнителей и стоимости реализации проекта. «Чем сложнее объект, тем больше финансовых затрат он потребует», — напоминает архитектор Нана Кобахидзе.
«Есть ряд технических ограничений: мы не можем взять проекты меньше 80 кв.м (просто стоимость вхождения в проект у рабочей группы не окупит эту работу). Мы не можем опуститься ниже ставки 1 350 рублей за кв.м даже при объемах от 600 “квадратов”, поскольку над проектом работают три архитектора», — приводит пример руководитель студии дизайна Илья Комолов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Дизайн-дебаты: Что такое «бюджет проекта»
Разговоры о дизайнерах, которые «осваивают деньги клиента» с кризисом пора прекратить — клиент научился считать. И давно идет к тем, кто будет бороться за его бюджет, искать наилучшие решения в рамках указанного финансового коридора. Сегодня внимание (и клиента) получает дизайнер, который по умолчанию готов экономить. Дизайнеры понимают это как «экономить разумно», не в ущерб качеству проекта: в чем то потерять, чтобы что-то выиграть — сделать наилучшее из возможного. Это нормальная рабочая ситуация, данность, условия игры, если хотите.
Но иногда заказчики предлагают сэкономить там, где делать этого не стоит. Например, «берут бригаду без прораба — это мучительно и для дизайнера, и для заказчика. Авторский надзор превращается в сплошные сюрпризы, а заказчик тратит свои нервы и лишние деньги, пока работяги учатся на его объекте», — считает дизайнер Корина Балановская.
Проект не получится, и когда заказчики отказываются от услуг профильных специалистов: «Когда человек делает свою жену и прорабом и снабженцем, он в итоге меняет три бригады и платит в 2-3 раза дороже. С такими стараюсь сразу расставаться», — рассказывает архитектор и реставратор Артем Телегин.
Некоторые заказчики держат в секрете общий бюджет проекта, в результате дизайнеру приходится делать несколько лишних эскизов. Ведь многие решения изначально можно было не предлагать, понимая цену их реализации.
«Главное донести до заказчика, что знание бюджета позволит вам в кратчайшие сроки сделать проект, который реально воплотить в жизнь», — считает дизайнер Анна Луцкевич. — Но если вы слышите: “у меня брат / сват / дядя двоюродной тети работают во всех компаниях-поставщиках кухонь / паркета / мебели / сантехники, я все куплю у них”, ставьте все свои капиталы на то, что действовать заказчик будет за вашей спиной. А вас поставит перед фактом своих (несогласованных с вами) решений. Как следствие, проект может пойти наперекосяк, и виноватым окажетесь вы».
У каждого дизайнера свой ответ на этот вопрос. «Я всегда смотрю на потенциального заказчика и оцениваю его возможность к диалогу. Если я вижу вменяемого человека, который хочет повысить качество жизни, то за такой проект я возьмусь при любом бюджете», — делится мнением дизайнер Руслан Кирничанский.
«Есть три критерия, которые учитываю лично я. Это деньги (заработок), клиент (насколько комфортно общаться с человеком) и референс, работа на перспективу (удастся ли поместить проект в портфолио, сделать публикацию с фотосъемкой). Если есть два пункта из трех — проект можно брать. Если в наличии только один фактор, не стоит и пытаться», — считает дизайнер Жанна Студенцова.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы читаете заказчика? Что вас настораживает? Что заставляет отказаться от проекта?
Originally posted 2017-07-18 20:19:45. Republished by Blog Post Promoter