Эх, как было здорово раньше — до эры светодиодов, галогенок и прочих инноваций. Если лампочка — то накаливания: свет у нее желтый, «мягкий», подходит для дома. А трубки с синим холодным светом покупают завхозы в офис, чтобы работалось веселее. Все однозначно, все понятно.
А теперь, что ни светодиод, то проблема: то слишком бьют по глазам, то цветопередача под ними искажается, то мелатонин не так вырабатывается (привет, бессонница). Что делать?
От редакции: Пусть это будет самый длинный текст о цветовой температуре света, который вы прочитаете — мы постарались закрыть все вопросы про теплый и нейтральный свет. Спасибо дизайнерам интерьера за ценные наблюдения и случаи из практики
Цветовая температура светодиодных ламп измеряется в кельвинах и условно делит свет на теплый (до 3500К), нейтральный (3500–4500К) и холодный (от 4500К). Чем выше цифра, тем холоднее оттенок, то есть интенсивнее свечение в синем спектре. Этот спектр самый неприятный для сетчатки глаза, и при длительном воздействии может вызвать проблемы со зрением. Роспотребнадзор наказал не использовать светодиодные лампы с температурой выше 4000К при общем освещении общественных и учебных зданий.
Но
- Холодный свет лучше теплого при уличном освещении. Кажется, что такие фонари светят ярче.
- Холодный свет заимствовали в природе — это «утреннее» бодрящее солнце. Потому нормально использовать холодный свет в квартире утром, пока не рассвело: организм взбодрится и легче проснется.
Из-за маркировки на упаковке лампочек. Многие производители отмечают упаковку с лампой 2700–3000К оранжевым или желтым цветом, а 4000–4500К маркируют белым или голубым. Но никакого «голубого» компонента у лампы с нейтральной цветовой температурой нет. Нейтральный свет — белый, в крайнем случае — холодный белый (если температура близка к 4500К). Синий компонент появляется только у лампочек холодного света, то есть тех, что выше 4500К.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Освещение: Светодиодные лампы для дома — как выбрать
Если выбор будет стоять между цветовой температурой до 3000К и от 4500К, девять из десяти российских дизайнеров проголосуют за теплый, «ламповый» свет в жилых помещениях. «Он меньше давит на глаза, лучше воспринимается организмом, делает обстановку расслабленной», — рассказывает архитектор Ирина Картун.
«При теплом свечении предметы обретают мягкость, помещение — уют, а лица выглядят живыми», — добавляет дизайнер Яна Васильева.
К минусам теплого света некоторые дизайнеры относят «маломощность» — с его помощью труднее хорошо осветить большую площадь.
«Цветовая температура по-разному влияет на человека: теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта, а холодные тона помогают организму концентрироваться и настраивают на рабочий лад», — объясняет дизайнер Инна Левашова.
Вот тут у дизайнерского цеха единого мнения нет. Лампа с цветовой температурой 2700–3200К (теплый белый) «желтит», свыше 4000К (холодный белый) — выбеливает интерьер. Многие дизайнеры говорят про такую особенность светодиодных ламп: в них даже теплый свет кажется достаточно холодным по сравнению с лампами накаливания.
Дизайнер Татьяна Ляпнёва специализируется на Провансе, поэтому ориентируется на французские тенденции: «Свет должен быть не дневным, а теплым. Лично для меня предел — 2700К. Для современных интерьеров температура может быть прохладнее — до 3200К».
Конечное решение зависит от быта и пожеланий конкретных заказчиков. «В частных интерьерах мы почти всегда делаем теплый свет, так как обычно он включается вечером. Именно теплый свет идеально расслабляет и создает вечернее настроение», — делится архитектор Виталий Кириченко.
«Теплый свет дает камерность, белый — воздух. Если перестараться с теплым светом, к этому можно привыкнуть. А вот яркий белый может безнадежно испортить жизнь, ослепив и обесцветив все вокруг», — предупреждает дизайнер Михаил Андреев.
Факт: Универсального варианта нет — выбирайте в диапазоне 2700–4000К. Каждый третий дизайнер из нашего опроса не рекомендует уходить за 3000К с аргументом «у нас и так мало солнца».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Правила светодизайна: Как организовать освещение в квартире
Для дизайнера выбор температуры света — часть проектирования интерьера. Такая же, как подбор цвета, декора, материалов и мебели. Световые сценарии намечают на этапе планирования пространства: ведь свет влияет на то, как будут восприниматься стены, материалы, объекты интерьера. Тогда же решается и вопрос о световой температуре ламп.
Выход: Несколько сценариев освещения. Речь не только про люстру и бра — при надобности «включать» в помещении и вечернюю романтику, и рабочий режим. Но даже разные сценарии в рамках одного прибора: люстра на 8 рожков, где 4 лампы «для утра», 4 «для вечера» — управляются независимыми клавишами выключателя. Одновременно не зажигаем (об этом далее).
Дизайнер Александра Пыжик и вовсе старается в каждой комнате делать два сценария общего света — теплого и нейтрального оттенка: «Это нужно даже в ванной. У всех есть утро, когда нам нужно проснуться и собраться — здесь потребуется нейтральный свет около 4000К. А есть вечер, когда мы хотим отдыха и домашнего уюта. Тогда включаем лампочки 2700К–3000К».
Вопрос спорный. Консерваторы предпочитают придерживаться одного — желательно теплого спектра, чтобы избежать диссонанса. Новаторы — за грамотное смешение.
«При одновременном включении светильников с теплым и холодным светом появится визуальный дискомфорт. Между 3000К и 4000К разница очевидна», — уверяет дизайнер Катерина Плотникова. Частая ошибка — когда в один светильник вставляют разные по температуре света лампочки.
«Дело не только в эстетике, но и в принципах работы мозга, — добавляет дизайнер Инна Паскарик. — Импульсы разных диапазонов света он воспринимает по-разному. Если насытить одно помещение разными по импульсам источниками света, то человек быстрее утомляется, происходит разночтение сигнала: то ли спать пора, то ли работать».
Дизайнер Мария Остроумова считает, что нужно отталкиваться от функции: теплым делать акцентный и декоративный свет, а нейтральным или холодным — технический. Эти световые потоки редко пересекаются.
Совет: Миксуйте мощности! Смешивать можно не только свет разной температуры. «Пусть зональное освещение будет разным по мощности — так интерьер при одновременно включенном нижнем свете будет выглядеть живым и многогранным», — советует Яна Волкова.
Загадочную любовь россиян к люстрам отмечают многие дизайнеры. Они устали повторять: одной люстры мало, свет обязан быть на нескольких уровнях, игра света и тени не менее важна, чем цвет стен или классная мебель. Но у нас ведь на все свое мнение.
«Настольные лампы, торшеры и бра считаются “безделушками / сборниками пыли / света от них нет / потом как-нибудь купим”. Мы же часто предлагаем обойтись без света на потолке — по-европейски. По вечерам низкий свет сделает помещение не только уютнее, но и визуально больше», — рассказывает Татьяна Ляпнёва.
Совет: «Выбирайте один вид подвесного светильника или люстры, дополните его лаконичными спотами и нижним светом — настольными лампами, бра и торшерами», — советует Яна Волкова. Нет нужды превращать комнату в шоу-рум светильников, где используются несколько видов люстр и подвесов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Смотря какой светильник.
«Закарнизная светодиодная подсветка должна быть нейтральной, так как теплый свет сделает цвет стен грязным», — предупреждает дизайнер Анна Семенова.
«Желтый верхний свет сегодня все чаще проигрывает естественному белому, который не искажает цвета и восприятие интерьера, — замечает Евгения Ивлиева, дизайнер мастерской Iv-Eugenie. — Но это касается только верхнего света и подсветки. Местное освещение — торшеры, бра, настольные светильники — лучше делать “теплым»».
И вот еще аргумент: Тканевые абажуры бра нельзя засвечивать (им холодный свет противопоказан).
Лампы с температурой свечения 2700К делают интерьер более желтым, чем при дневном свете. Светильники от 4500К и выше способны «выбелить» оттенки и дать голубоватый тон. Это следует учитывать при формировании интерьера. Например, выбрав такой оттенок, который удачно проявляет себя при разных сценариях освещении. Удачный пример на фото: сложный темно-серый цвет в этом проекте меняется при разном освещении: в нем появляются синеватые, зеленоватые тона. Это было важным требованием хозяйки квартиры, художницы по куклам Ольги Сукач, которая принимала деятельное участие в создании проекта квартиры.
Цвет поменяется. Важно, чтобы это не стало для вас неожиданностью — только и всего.
Дизайнеры рекомендуют аккуратнее экспериментировать со светом, если в интерьере много синего цвета. Так, в теплом свете синие или голубые стены часто дают зеленоватый оттенок. Это же относится и к цвету штор. «Посмотреть, как будет выглядеть конкретный оттенок в том или ином свете, можно при помощи лайтбоксов (светящиеся короба — ред.) в бутиках обоев и краски, — советует Элина Мусина.
Это крайне важный параметр — индекс соответствия естественного цвета предмета цвету под лампой. Иными словами, то, насколько она верно передает оттенки. Индекс обозначается буквами CRI (Ra) и цифрой по 100-балльной шкале. Чем она выше, тем лучше цветопередача.
«В идеале индекс должен быть более 90. Иначе весь цветовой замысел дизайнера — насмарку», — предупреждает дизайнер Татьяна Афанасьева. Помните об этом, когда будете покупать лампочки взамен перегоревших (выбранных вместе с дизайнером).
Важно: Лампы с показателем менее 80Ra в квартирах лучше не использовать.
Не только освещение влияет на восприятие цветов в интерьере, но и наоборот. Дизайнер Нина Павлова приводит пример из практики: «Я перекрасила в своём кабинете потолок: был белый, стал чёрный. Люстру оставила прежнюю, трёхрожковую, с плафонами, направленными вверх. Получилось сущее подземелье. Хотя помещение всего 9 кв.м, и с белым потолком никаких проблем не было — три лампы отлично его освещали. Чёрный же поглотил практически весь свет. Купила новую восьмирожковую люстру с открытыми лампами-свечами. Но и с ней пришлось повозиться, подбирая высоту расположения. Потому что от того, куда попадает пучок света каждой лампы — на белую стену или чёрный потолок, существенно меняется освещенность комнаты».
Подсветка по периметру потолка может дать ненужное отражение. «Такой эффект мы получили от встроенной светодиодной ленты, которую клиент выбрал сам: свет отражался от темно-коричневых обоев и при холодных лампах давал голубой оттенок потолка, а после замены на теплые — зеленый», — рассказывает дизайнер Оксана Федорова.
Подавляющее большинство дизайнеров выбирает для спален теплый свет — от 2700 до 3000К. Тому есть несколько причин. Во-первых, так кожа выглядит здоровее. «Цезарь Ритц надел розовые абажуры на лампы именно для того, чтобы цвет кожи женщин в его отелях был приятным и живым. Холодный голубой спектр сразу подчеркивает круги под глазами, шероховатости на коже», — объясняет дизайнер Марина Луценко.
Во-вторых, есть мнение, что синий спектр негативно влияет на выработку мелатонина, регулятора суточных ритмов. Слишком яркий белый свет вечером или ночью обманывает наш мозг, заставляя думать, что сейчас день. Это чревато бессонницей. «При белом свете не расслабиться!», — предупреждает дизайнер Мария Устинова.
Лучше — два вида общего света: нейтральный для утра и теплый желтый — для вечера. Хрусталик детского глаза особенно восприимчив к синему спектру, потому никакого «холодного белого» — ламп свыше 4000К. Кроме того, не должно быть прямого попадания света в глаза.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Горит маленький фонарик: Светильники для детской комнаты
Предпочтительнее нейтральный, ближе к белому. По желанию можно использовать теплый спектр.
В освещении гостиной важно другое: не пересветить. Темнота и интимность здесь важнее яркости. «Яркий белый свет (лампы дневного света, яркие встраиваемые светильники) создаёт беспощадный эффект: видна каждая морщинка, кожа как будто просвечивает, круги под глазами, а сами глаза красные. Нет ярко выраженных теней и от этого лицо кажется плоским и невыразительным», — объясняет дизайнер Мария Китаева.
Зависит от ситуации: если на кухне только готовят, лучше свет похолоднее. Если и едят, то у стола должно быть теплое освещение.
«Я всегда использую нейтральный белый свет для подсветки рабочей зоны на кухне. Это нужно, чтобы свет не искажал цвет продуктов и можно было оценивать их качество», — рассказывает дизайнер Елена Кулешова.
«Зажигайте свечи, даже если нет светильника над столом — еда будет выглядеть в разы аппетитнее, а женщины — загадочнее», — делится лайфхаком Яна Волкова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Хозяйке на заметку: Как освещать обеденный стол правильно
В качестве основного лучше теплый свет — цвет кожи выглядит лучше, и человек себе больше нравится. «Но нужно быть очень внимательным с расположением светильников, — говорит дизайнер Катерина Плотникова. — Свет должен падать на лицо спереди и равномерно, поэтому подсветку зеркала делают либо сверху, либо вешают два бра по бокам. Потолочные встроенные светильники тоже должны располагаться над тумбой перед человеком, иначе на лицо будут падать некрасивые тени».
Дизайнер Мария Устинова советует делать двойное освещение в санузлах: теплый свет для релакса в ванне или душе, и яркий белый — для бритья, макияжа и т.д. «Если нет возможности скомбинировать — делайте белый свет 3500–4000К, пригодный для нанесения макияжа».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Фотоохота: 93 идеи для освещения зеркала в ванной комнате
По словам дизайнера Елены Кулешовой, в идеале и подсветка у зеркала в ванной должна иметь вариации нейтрального белого — для имитации дневного света, и теплого света — для имитации вечернего освещения. Это необходимо, чтобы наносить дневной и вечерний макияж.
«Подсветка стен светодиодной лентой в ванной имеет большой минус: даже при фиксации ленты в силикон она не очень красиво отражается на плитке», — предупреждает дизайнер Елена Галанова.
Если для жилых помещений теплый свет лучше холодного, то для рабочих зон предпочтительнее нейтральный или естественный белый. Свет утра и яркого полудня ассоциируется с максимальной работоспособностью.
Чем холоднее спектр, тем больше он «бодрит», побуждает к активности. Однако, если кабинет — это еще и место отдыха, прохладный спектр может утомить. Поэтому дизайнер Инна Паскарик рекомендует выделять «холодную» зону над рабочим столом, а общее освещение делать теплым.
«Настольные лампы на рабочем столе лучше выбирать с регулируемой яркостью и нейтральным цветом», — советует Татьяна Лейтан.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Абажур всему голова: Как не жертвовать красотой ради функции
«Спортзал — одно из немногих помещений, где мы не используем теплый свет, — говорит архитектор Виталий Кириченко. — Здесь нужен дневной свет и настрой на активное времяпровождение». Для гардеробных и подсобных помещений тоже рекомендуется делать белый свет 3500–4000К.
На балконе обычно используют теплый свет. «Верхний свет здесь не нужен вовсе, предусмотрите бра. Также можно сделать встроенные светильники в плинтусе и полу», — советует Яна Волкова.
Разноцветная RGB-подсветка, похоже, вышла из моды. Сегодня ее можно встретить лишь в квартирах больших любителей вечеринок. Иногда — в игровых комнатах, домашних кинотеатрах и СПА. Активные световые приемы в жилых комнатах редко бывают уместны: с ними не расслабишься. Другое дело — общественные пространства.
«Мне очень нравится использование цветного света в интерьерах кафе и ресторанов — когда какой-то уголок или даже целое помещение освещено красным, синим цветом. Получается магия: все цвета предметов, поверхностей преображаются, вступают в диалог с цветом света», — делится дизайнер Дмитрий Кашемиров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Чудо света: Цветной и окрашенный свет в интерьере
Дискомфорт от освещения может быть связан не с температурой, а с направлением световых потоков. «Правильнее, когда освещение обволакивает, а не бьет по глазам точечными ударами», — объясняет дизайнер Алёна Большакова.
«В поездках по Европе я заметила, что почти весь свет у них сейчас “утопленный” — как раз чтобы не светил в глаза», — рассказывает дизайнер Татьяна Лейтан. Если свет направить только вниз, то потолок останется серым (будет ощущение сумрака); если лампы той же силы света развернуть на потолок или его границу со стеной — отраженный свет сделает помещение ярче, да и глазу будет комфортнее.
Некоторые лампочки пульсируют, а наш глаз этого не замечает. Просто откуда ни возьмись появятся головные боли, раздражительность. Верный путь на больничный — купить светодиодные лампы с высоким (более 20%) коэффициентом пульсации.
Обычно для определения пульсации советуют навести камеру телефона на включенную лампочку: мерцает — ищите другой вариант. Беда в том, что современные смартфоны умеют подавлять мерцание, поэтому лучше пользоваться карандашом: поводите туда-сюда перед включенной лампой. Если пульсация высокая, силуэт распадется, а если невысокая — размажется.
На производителя лампочек. «Один и тот же светильник с разными лампочками может давать совершенно разное освещение. Одни лампочки будут отбрасывать ужасные тени, а другие дадут приятный рассеянный свет. От одних света не будет вовсе, а другие будут слепить. Мощность и люмены при этом могут быть указаны одинаковые», — рассказывает архитектор Светлана Тихонова.
На фон. «Для тех, кто любит делать селфи, я бы рекомендовала лампы 3000К–4000К и окружение без ярких пятен — так вы не будете все это отражать на своем лице», — говорит Александра Пыжик.
На климат. Мозг человека неосознанно сравнивает ощущения от интерьера при естественном и искусственном освещении. «У нас в Забайкальском крае много солнца, и люди очень любят использовать теплый свет», — рассказывает дизайнер Анна Туранова.
На высоту. «Советую отказаться от низко расположенных или встроенных в пол светильников. При таком освещении Хеллоуин у вас будет круглый год», — предостерегает Наталья Шамина, дизайнер студии «Архитектон».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Светодизайн: 7 популярных ошибок и один важный совет
Originally posted 2018-05-21 10:03:13. Republished by Blog Post Promoter