Стоит ли придумывать новые вещи, появление которых ничем не оправдано? Тысячи новых моделей, представленных на Salone del Mobile в Милане, никогда не добираются до массового производства. И в профессиональном сообществе идет серьезная дискуссия, инициатором которой выступила известный голландский дизайнер Хелла Йонгериус (Hella Jongerius): а этично ли вообще бесконечно плодить новое, но так похожее на то, что уже было, и раскручивать колесо потребительства?
Многие мебельщики активно переориентировались с создания модных новинок на производство «культовых» предметов обстановки. Они все чаще обращаются к наследию дизайна XX века и вместо того, чтобы делать какие-то новые вещи, достают из архивов чертежи предметов, которые когда-то производились (или никогда не производились серийно, а были изготовлены малой серией, под проект), и запускают их в производство. За последние пятнадцать лет процесс заметно активизировался. Почему? Причин несколько.
Это вещи, опробованные временем, и часть из них не потеряла актуальности до сих пор. Да и потребность в новых изделиях на самом деле невелика, во многих случаях лучший выбор — это авторитетное имя дизайнера и проверенный временем дизайн. Это во-первых. Во-вторых, во вкусах и направлениях есть определенная цикличность, спираль, и интерес к тому или иному стилю периодически выходит на новый виток. И в-третьих, многие из этих «старых» вещей — куда лучше и продуманнее того, что изобретается в наши дни. В моем репортаже с Миланского салона — примеры таких переизданий, которые запустят в производство в 2015 году.
Культовый столик Bird, разработанный финном Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala), перезапущен Poltrona Frau к 100-летию со дня рождения своего создателя. Столик создан по сложной технологии, используемой в начале ХХ века для производства самолетных винтов из массива клееной древесины. Пласты слоев березы различной толщины создают характерный симметричный диагональный рисунок поверхности. Первый выпуск столика состоялся в 1953 году.
Знаменитое кресло Pelican дизайнера Финна Юля (Finn Juhl) впервые было сделано в 1940 году. Оно не сразу было принято современниками из-за своей необычной формы с длинными «крыльями» спинкии яркой окраски, которая напоминала живопись кубистов и сюрреалистов. Позже кресло многократно воспроизводилось в различных цветах, иногда обивка сопровождалась пуговицами. С 1995 года производством Pelican под брендом House of Finn Juhl занимается компания Onecollection.
Новая версия кресла Pelican, которую Onecollection выпустила к его 75-летию, представлена в обивке c принтом Macbeth — по мотивам графики датского экспрессиониста Асгера Йорна (Asger Jorn), чьим современником и единомышленником был Финн Юль.
К 80-летию Molteni&C в Милане состоялась выставка в Galleria d’Arte Moderna, где были показаны разные модели за все периоды существования компании. Часть стенда на Salone del Mobile тоже была отдана под демонстрацию реплик исторических вещей — в первую очередь, работ великого Джо Понти (Gio Ponti), которые компания с 2014 года воспроизводит.
На фото — воссозданная коллекция вещей Понти 1950-х годов от Molteni&C: ковер из кожи пони нескольких цветов; белый комод, инкрустированный различными породами дерева (вяз, орех, красное дерево, палисандр) и латунными рейками; чайный столик c расписанной вручную металлической основой под хрустальной столешницей.
В 2015 году коллекция мебели Джо Понти, переиздаваемая компанией Molteni&C в сотрудничестве с наследниками архитектора, обогатилась двумя новыми вещами. На фото — новая модель кресла, впервые придуманная Понти в 1954 году для виллы Planchart в Каракасе.
А это деревянный столик со стеклянной столешницей, созданный Понти в 1950-е годы для американской компании M. Singer&Sons.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
10 идей для интерьера от Джо Понти
Еще один мастер, стоявший у истоков итальянского дизайна, — Марко Дзанусо (Marco Zanuso). Его мебель не выпускалась с 1950-60-хх, и сейчас ее переизданием занялась Cassina: компания пополнила свою уже существующую коллекцию iMaestri, в которой они переиздают классику дизайна XX века, новой линией с работами Дзанусо. Пока вышло три модели, три кресла: 720 lady, 721 antroplus, 722 woodline. Все три —классика дизайна, первые модели с использованием пенополиуретана. На фото —720 lady (первый выпуск состоялся в 1951 году). Особенностью модели является разная плотность сиденья, спинки и подлокотников с целью равномерной поддержки тела сидящего. Выпускается также в знаменитом варианте черно-белой обивки. 720 lady — грандиозный инновационный продукт своего времени, перевернувший с ног на голову традиционный способ создания диванов и кресел, лауреат золотой медали Миланской Триеннале 1951 года.
На этом фото — кресло 721 antroplus дизайна Марко Дзанусо (первый выпуск состоялся в 1949 году) от Cassina. Кресло с широким и удобным сиденьем посажено на стальную раму, наполнено пенополиуретаном и полиэстровыми шариками. Перевыпущено в новых пастельных тонах неснимаемой обивки, но доступно также и в ткани красного цвета, сделавшей модель знаменитой.
Кресло 722 woodline, впервые запущенное в массовое производство в 1964 году, состоит из трех отдельных элементов: изогнутой деревянной рамы, поддерживающей панели и подушки. Деревянный каркас изготовлен из изогнутой фанеры грецкого ореха, ясеня или ореха, окрашенных в черное. Принципиальной новинкой модели является деревянная рама. Кресла Марко Дзанусо были первыми в истории дизайна, получившими в каталоге имена помимо порядковых номеров.
Компания Zanotta актуализировала свою коллекцию переизданий и весь стенд на Миланской выставке построила на ней. На фото — разноуровневые стеллажи Joy от Акилле Кастильоне (Achille Castiglioni) в новых оттенках бордового и сине-зеленого; шезлонг Jenny Габриеле Муччи (Gabriele Mucchi), ведущий свою историю с 1935 года; кресло Gilda Карло Молино (Carlo Mollino; первый выпуск в 1954 году), знаменитый складной столик Cumano Акилле Кастильоне (первое появление в 1978 году) с отверстием в столешнице, за которое столик удобно переносить или вешать на гвоздик.
Это снова стеллаж Joy Акилле Кастильоне (новая версия 1989 года) и кресло Susanna Габриеле Муччи, выпущенное в 1983 году компанией Zanotta. Спинка кресла может регулироваться в двух позициях, подлокотники изготовлены из хромированной стали.
Знаменитый стул-мешок (Sacco) придумали дизайнеры Пьеро Гатти (Piero Gatti), Чезаре Паолини (Cesare Pazolini) и Франко Теодоро (Franco Teodoro) для Zanotta в 1968-м. В 2015 году добавились новые расцветки и новые размеры. Теперь к размеру large прибавились small и medium, а к однотонным расцветкам чехлов — варианты с яркой цифровой печатью, очень живые и эмоциональные. Количество гранул полистирола, наполняющих мешок, тщательно рассчитано и всегда составляет определенное число.
Компания B-Line переиздает вещи дизайнера Джо Коломбо (Joe Colombo) — рано ушедшего из жизни и не столь широко известного, как Кастильоне или Понти, но не менее талантливого и внесшего в развитие дизайна заметный вклад. Ему принадлежит множество изобретений в области эргономичных мультифункциональных вещей. В 1960-е годы он был одним из первых, кто работал с пластиком, разрабатывал концепции раскладной, трансформируемой мебели. На фото — его знаменитый пластиковый стеллаж Boby.
Стеллаж на колесиках с выдвижными ящиками, созданный дизайнером в 1970 году, находится, в частности, в постоянной экспозиции Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Сегодня компания B-Line выпускает его в трех различных размерах.
На этом фото изображен квадратный пуф Crossed работы Джо Коломбо от B-Line. Новая модель размера XL добавилась к двум уже существующим.
В 1960-70-е было модно делать сидения мультифункционального назначения, которые трансформируются и в лежанку, и в табуретку, и в высокий стул, и в низкий, модули соединяются, по-разному переворачиваются… На фото — прославленный Multichair Джо Коломбо, изготовленный полиуретановых блоков, из которых можно создавать различные комбинации. При помощи стального шарнирного рычага модель превращается из удобного кресла в кушетку и наоборот. Модель присутствует в экспозиции Музея современного искусства (МоМА) и Музея Metropolitan в Нью-Йорке.
Та же компания B-Line перевыпускает еще одну модель 1960-х годов не очень известного дизайнера Родольфо Бонетто (Rodolfo Bonetto)
— кресло Boomerang. Названа она так потому, что в профиль напоминает бумеранг. Кресло представляет собой полиуретановую основу на стальном каркасе, обтянутую тканью, и принимает различные положения, а на спинке есть плоский карман для журналов и газет. Объединив несколько кресел вместе, получаем секционный диван.
Кажущаяся простота модели обманчива: это результат длительной работы дизайнера и принципиальная инновация. Специально изготовленные винты были выточены на токарном станке, затем хромированы, складки обивочной ткани закладываются вручную. Модель также присутствует в экспозиции Музея современного искусства (МоМА).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Чем запомнился миланский iSaloni 2015: Коротко о главном