Выставка Eurolucе проходит в Милане каждые два года одновременно со смотром дизайнерской мебели Salone del Mobile. Экспозиция впечатляет: два огромных павильона, где представлен только свет — прекрасный, идеально выставленный свет, очень непривычный нашему глазу. О новинках и концепциях этого года уже публиковал подробный отчет. В этой статье я хочу остановиться на изменениях концептуальных — в самом подходе к планированию освещения.
ПО ТЕМЕ…
Эксперименты со светом: 6 главных трендов выставки Euroluce 2017
Почему я люблю смотреть свет на выставке
Ошибиться со светильником, который подбираешь для проекта — не сложно. В каталоге не понятны размер и фактура. А в салоне из-за скученности можно запросто не заметить отличный светильник. Выставки дают возможность увидеть и ощутить свет во всей его красоте. На огромной площади представлены самые разнообразные модели всех возможных материалов и стилей. А главное — сделано все, что бы у вас была возможность увидеть светильник в самом выгодном свете.
Что было?
Если раньше было четкое понимание, что такое декоративный и технический свет, то сейчас в этой области настоящая чехарда. Как мы привыкли? — Есть комната, в ней висит люстра, она освещает комнату рассеянным светом. Если темно, в пару к люстре добавляем торшер или бра плюс настольный свет. Мы называли все эти светильники «декоративными» (читай — красивыми), но при этом ожидали от них полной функциональности по освещению пространства. «Технический» свет воспринимался как максимально нейтральный (малозаметный), использовался в дополнение к декоративному, если тому недоставало яркости.
Что теперь?
- Декоративный свет почти не «светит»
Сейчас у декоративного освещения остается лишь «украшательская», акцентная функция. Такой светильник зачастую сам требует подсветки, чтобы его можно было разглядеть во всей красе.
Отсюда вывод — сегодня, работая с декоративным современным светом, не рассчитывайте осветить всю комнату единственной люстрой (скорее всего, она для этого не предназначена). Но это совсем не повод от нее отказываться: просто нужно предусмотреть еще и нейтральный технический свет, который поможет добиться хорошего заполнения светом помещения, а также создать разные сценарии освещения.
- Технический свет стал «красивым»
Лампы накаливания ушли если не в историю, то в категорию «для любителей ретро». На выставке современных светильников их просто нет: доминируют светодиоды. Действительно, если разобраться, LED-источник света универсален. У него настраивается цветовая температура, он не нагревается так сильно, как это делала лампа накаливания, и он гораздо компактнее. Такой спектр возможностей порождает огромное количество дизайнерских решений и полностью трансформирует внешний вид светильника.
Прежде всего, технический свет, предназначенный в основном для технических нужд (освещения производственных площадей, складских помещений, офисов и магазинов) — вышел из подполья. Он становится полноправным игроком в дизайне жилого пространства и готов спорить с декоративным. Изменился и размер светильника: светодиоды очень компактны, поэтому и технический свет имеет минимально возможный размер.
- «Пепельной розой» мы обязаны светодиодам
Дизайнеры знают, как важна цветовая температура в помещении, когда освещение ровное, одного тона. Это позволяет безупречно работать с цветом — не даром одновременно с расцветом LED-освещения в интерьер пришел бум на пыльные и сложные оттенки. Пыльная роза, мята, серого-голубой — эти цвета невозможно представить на стенде при цветовой температуре лампы накаливания. LED-освещение же позволяет выявить все богатство этих цветов.
- Светодиоды захватили и «классику»
Если раньше в классический интерьер мы искали точечный свет, стилизованный под классику, то сейчас в него спокойно внедряют мегасовременный встроенный свет, добиваясь хорошей освещенности пространства и подчеркивая стилевой контраст.
- Появился световой акцент
На EuroLuce 2017 был широко представлен интересный симбиоз, который я для себя назвала «акцентным светом». Шикарные каскады из муранского стекла заменяют традиционную люстру, при этом источников света в них нет либо они минимальны. Откуда же свет? В основании на потолке монтируются точечные светильники, которые заставляют всю эту красоту играть и переливаться. Мне очень нравиться эта тенденция: не ограниченные функцией художники создают настоящие шедевры. А а за освещенность может полноценно отвечать встроенный технический свет.
- Тень — важна
Важной составляющей света является тень. И именно с тенью теперь все больше работают дизайнеры. Потрясающие, полные философии инсталляции Arturo Alvarez, где из бесформенной сетки при помощи подсветки рождаются живут и дышат лица тени, не оставили равнодушным никого.
На игре светотени построено сейчас большинство современного света. И если раньше, размещая бра на стене, вы думали о том, что именно сможете осветить или подсветить, то теперь нужно брать в расчет светотень и добиваться оптимального рисунка игры тени и света на стене.
К сожалению, большинство встроенных источников света на основе светодиодов обладают довольно узким лучом света, поэтому важно учитывать не только яркость, но и пятно света. Что хорошо для стенда — не всегда подойдет для жизни. Потому используйте больше поворотных светильников — это позволит отрегулировать световой сценарий по месту.