Для многих скандинавский стиль ассоциируется со светлыми пространствами, с чистыми линиями из детективных сериалов, рекламы ИКЕА и журналов о дизайне интерьеров. Однако в последние годы в скандинавские дома и на страницы журналов все чаще попадают другие цвета. Стенам северных жилищ, судя по всему, очень не хватало ярких цветов, так как в гостиных и спальнях все чаще можно увидеть синий, зеленый и розовый.
Почему жители Скандинавии внезапно стали открытыми к новым краскам и способам их использования? С помощью исследований, прогнозов и анализа прошлых тенденций мы проследили за тем, как менялась палитра в скандинавских интерьерах.
Скандинавские дома изначально проектировались для максимального использования естественного света. Например, Стокгольм — самый солнечный город в регионе, но и здесь на год приходится всего лишь примерно 1 800 солнечных часов. Это на 1 000 часов меньше, чем в Мадриде, Сиднее или Майами.
«Основным принципом скандинавского дизайна и оформления наших домов всегда будет простота и свет. Это необходимо из-за нехватки солнца», — объясняет Карл Йохан Бертилссон (Karl Johan Bertilsson), креативный директор компании NCS Colour Academy, которая предлагает консультации по использованию цветов производителям, архитекторам и дизайнерам со всего мира.
Но сегодня палитра вновь меняется. На специализированных ярмарках и выставках в Скандинавии видно, что тенденции в дизайне интерьеров движутся от светло-синих и фиолетовых оттенков к более сильным цветам, таким как оранжевый, розовый, желтый и красный.
«В новых тенденциях часто проявляет то, что уже было, — замечает Бертилссон. — Как правило, быстрее всего на эти изменения реагирует мода, но дизайн и дизайн интерьеров быстро подхватывает эти новшества». С 2000 года и по сегодняшний день такие нейтральные цвета, как белый и серый, стали доминирующими в оформлении скандинавских домов. Вновь растущая популярность ярких цветов — просто реакция на это. «Однако важно помнить, что тенденции меняются и часто пересекаются. Они обретают настоящий вес, только когда люди готовы их принять», — говорит Карл Йохан.
«Они боятся принимать решения и ошибаться, — пишет он. — Нами, западными людьми, управляет страх. Но жизнь полна разных цветов. Даже ранней осенью, когда в Швеции очень тускло, из окна вы видите около 7 000 оттенков. Я не понимаю, почему дизайнеры хотят создавать безжизненную среду».
Бертилссон указывает на исследования, которые NCS проводит, чтобы анализировать тенденции. «Есть исследование, показывающее, что возвращение цветов циклично», — говорит он. Австралийский консультант и психолог Леонхард Оберашер (Leonhard Oberascher) изучал психологию цвета с целью доказать, что тенденции, связанные с цветами, возвращаются каждые 10-15 лет. Когда все вокруг белое и нейтральное, мы быстро устаем и со временем хотим вернуться к ярким цветам. Так работает все, и цвета не исключение.
«Оберашеру удалось определить конкретные фазы, через которые мы проходим, — говорит Бертилссон. — В наших домах в течение нескольких лет преобладали нейтральные тона, затем появились синие и фиолетовые цвета. За ними последовали хроматические. Постепенно они станут темнеть, перед тем как в палитре появятся коричневые и бежевые оттенки и мы вновь вернемся к нейтральным тонам. Все в действительности так и происходит». Эти фазы проходят все страны мира.
Во многих других странах люди решают перекрасить стены, только когда старая краска начинает отходить. В Швеции и Дании магазины, торгующие краской, выглядят как полноценные дизайнерские бутики, потому что, покупая краску, мы стремимся достичь конечной цели. То есть добиться определенного результата, где цвет играет огромную роль».
«Возникновение большого количества вопросов о цветах связано частично со временным фактором. Так, белые стены окружали нас в течение многих лет и теперь людям хочется попробовать что-то новое, — рассказывает Джоанна Брэдфорд. — Найти правильный цвет очень сложно, а этот оттенок зеленого оказался очень приятным. Если вы видите цвет, который вам нравится, стоит попросить таблицу цветов».
Таким образом, несмотря на то, что скандинавы начали красить стены в разные цвета, они используют их согласно строгим правилам: например, отдают предпочтение приглушенным тонам, а не ярким и кислотным. «Мы готовы использовать другие цвета, помимо белого, но мне кажется, результат везде примерно одинаковый, так как люди используют одни и те же тона, как произошло с зеленым в моей спальне», — говорит Брэдфорд.
«Цветные стены появлялись в скандинавских домах и исчезали на протяжении всей истории, — говорит писательница. — Выбор цвета определяло прежде всего наличие разных оттенков и определенные тенденции. Они уходят и возвращаются с периодичностью, являясь реакцией на прошлое, однако теперь периоды становятся все короче и короче».
В 1970-х годах мы использовали яркие краски и обои, а также крупные узоры, напоминающие эпоху барокко. В 1980-е в качестве реакции на предыдущее десятилетие появились пастельные тона, а в 1990-е им на смену опять пришли землистые оттенки, такие как терракота, темно-синий и светло-желтый.
«Раньше тенденции приходили на смену другу другу не так быстро, а разница между богатыми домами в городе и фермерскими жилищами в деревне была куда больше, — объясняет Фриделл Антер. — То, к чему стремились фермеры, существовало уже в течение многих лет в задававших моду домах среднего и высшего классов».
«Нет, — отвечает Фриделл Антер. — В Скандинавии внутренние стены домов всегда красили, чтобы выразить что-то: прежде всего, показать благодаря росписи стен и выбору цветов свою набожность, богатство или интерес к моде. Подобно тому, как сегодня шведы выражают себя с помощью дизайна интерьера, дом служил отражением статуса человека в предыдущие века», — добавляет она.
Сами по себе цветные стены не являются новшеством в Скандинавии, а вот стиль покраски за последние десятилетия, пожалуй, изменился.
«Несомненно между ними есть связь, — говорит Бертилссон. — В прошлом году стремление к эскапизму выражалось в мечтах о деревенской жизни. В условиях, когда урбанизация заставляет нас жить все ближе друг к другу, в домах или квартирах, которые становятся все меньше и шумнее, мы создает другие воображаемые миры и мечтаем о деревьях и широких полях».
Шведская компания по производству обоев Sandberg недавно выпустила коллекцию на эту тему. В отчете о модных тенденциях Sandberg пишет, что небезопасная среда приводит к растущему интересу к собственному дому: «Дизайн интерьера стал важнее и сложнее. В условиях растущего внимания к проблемам окружающей среды мы стараемся найти возможность потреблять как можно меньше, но при этом оставаться в курсе последних новостей и тенденций».
Стокгольмская компания по производству краски Alcro предлагает жителям скандинавских стран привнести в свои дома природу благодаря своей коллекции цветов 2016 года, «которые наводят на мысли о лесных жителях, покрытых туманом полянах и заколдованных снах, приходящих к нам на рассвете».
Благодаря склонности анализировать прошлое, скандинавы легко следуют новым тенденциям в декорировании, и главный вопрос здесь заключается не в том, будут ли они использовать больше цветов в своих домах, а в том, есть ли у них на это время. В отличие от предыдущих эпох, когда новые тенденции доходили до фермеров за несколько десятилетий, в современном цифровом мире их распространение происходит куда быстрее.
Так что, в конечном итоге не стоит опровергать миф о любви скандинавов к белым интерьерам. Только что выкрашенная в яркий цвет стена, возможно, не успеет даже высохнуть, когда мода на белый вернется вновь.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Белая спальня (38894 фото)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Originally posted 2016-05-19 09:39:50. Republished by Blog Post Promoter