Первые шаги в космосе стали не только гигантской вехой в истории человечества, но и важнейшим эстетическим манифестом нового времени. Архитекторы и дизайнеры, которым посчастливилось жить и творить в «Космическую эпоху» — так окрестили 60-е годы ХХ века историки дизайна — заставили нас по-новому взглянуть на цвет и форму, ввели в обиход необычные материалы и эстетизировали сам феномен будущего. Сегодня архитектура ретрофутуризма и интерьер в «космическом» стиле вновь на пике популярности. Что же заставляет нас возвращаться в эпоху 60-х?
О будущем мечтали, пытаясь его всячески приблизить и проецируя его образы на настоящее: Андре Курреж (André Courrèges) и Пако Рабан (Paco Rabanne) выдумывали наряды для космических путешественниц, автомобильные концерны грезили обтекаемостью и сверхскоростями, а архитекторы строили на Земле дома, больше напоминающие внеземные летательные аппараты, чем традиционные жилища.
Но самым удивительным было то, что, создавая в 1960-х образы будущего, художники попутно изобрели новый эстетический код, занявший в современной культурной парадигме почетное место между античной ордерной системой и алгоритмическими архитектурными моделями наших дней.
Поэтому, хотим мы того или нет, думая о будущем, мы зачастую по-прежнему мыслим образами, предложенными визионерами середины ХХ века. То, что современникам Юрия Гагарина казалось чистейшим футуризмом на грани ясновидения, в наши дни обрело новую итерацию — и ее принято именовать ретрофутуризмом.
Первый искусственный спутник Земли, успешно запущенный СССР в 1957 году, фактически сразу же приобрел статус it-объекта и вошел в инструментарий дизайнеров. ПС1 (простейший спутник) и впрямь выглядел стильно: блестящий металлический шар диаметром 58 см с четырьмя тонкими антеннами. В 1959 году СССР подарил точную реплику ПС1 Организации Объединенных Наций. Спутник по сей день висит под потолком в фойе здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и давно воспринимается как неотъемлемая часть интерьера здания на 42 улице.
Человек запустил спутник, а спутник запустил моду на «sputnik lamps» — светильник с одной или множеством парящих в воздухе металлических сфер. Принято считать, что отцом концепции sputnik lamp был итальянец Джино Сарфатти (Gino Sarfatti), получивший образование инженера прежде, чем открыть свою фирму Arteluce по производству света.
Его авторская модель светильника-спутника выпускалась несколько лет ограниченным тиражом, но вскоре идея ушла в народ: люстры с разлетающимися во все стороны лампочками появились в коллекциях множества известных (и не очень) брендов и стали едва ли не самым узнаваемым символом дизайна 60-х.
У металлического «спутника» в 60-е был не менее популярный «кузен» — универсальная пластиковая сфера, в которую дизайнеры стремились заключить все подряд, действуя по принципу «сферический — значит модный».
Шар символизировал форму атомов и космических тел, чьим архитектором была сама природа. В сферическую капсулу было принято загонять все — от будильников и телевизоров до чайников и всевозможных бытовых светильников.
Идеальная мебель должна была быть если не шаровидной, то по крайней мере бесшовной и без углов, как S-chair датского дизайнера Вернера Пантона.
Группы мебели дизайнеры пытались переосмыслить как паззл из частей, вместе составляющих идеальную органическую форму, — как, например, сет из рабочего стола и кресла дизайнера Маурица Калки, выпущенный в 1969 году. А еще лучше, если предмет органической формы парил, будто бы в невесомости — как кресло-качели Ball дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio).
Угол, ребро и грань в интерьере стали казаться чем-то практически неприличным. Обтекаемость была доведена до абсолюта; эталоном дизайна общественных пространств и авангардных частных интерьеров стали декорации фильма Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
В нем стюардессы межпланетного клиппера Pan Am разгуливали в шаровидных тюрбанах Courrèges по стенам космического корабля, обитым мягкими панелями.
Советским «ответом» Кубрику стал фильм Андрея Тарковского «Солярис» (1972), герои которого тоже передвигаются по норообразным коридорам и живут в обитых кожей каютах космической станции. Но герои советского «Соляриса», в отличие от увлеченных противоборством с суперкомпьютером героев Кубрика, пытаются, как могут, одомашнить свою стерильно-функциональную станцию, украшая каюты разрозненными сервизами, пледами и репродукциями.
Кстати, в декорациях, выстроенных под руководством художника-постановщика Михаила Ромадина в шестом павильоне «Мосфильма», среди прочих знаковых предметов дизайна «засветился» стол-тюльпан финского дизайнера Ээро Сааринена (Eero Saarinen) — одного из идеологов футуризма 60-х.
Образ космопорта будущего, принимающего рейсы с Марса и Венеры, совершенным образом воплотился в здании терминала авиакомпании TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке. Разработанный находившимся на пике популярности Саариненом и открытый в 1962 году, TWA Flight Center постигла печальная участь: с 2002 года терминал перестал отвечать современным требованиям авиаперевозок и много лет простоял в запустении.
Потенциал использования «летающих тарелок» в качестве приюта для земных странников осознали еще на заре космической эпохи. Именно тогда в горах Домбая приземлилось одно из самых футуристических сооружений на территории бывшего СССР — гостиница «Тарелка», разместившаяся в типовом домике Futuro финского архитектора Марри Сууринена (Marri Suurinen).
Дом в виде приплюснутого шара был изготовлен из полиэстера, армированного стекловолокном, и весил всего 3 тонны, благодаря чему на место встречи с землянами он прилетел по воздуху — на вертолете. Окна дома похожи на иллюминаторы, в основании «Тарелки» — четыре ноги, а попасть внутрь можно по поднимающемуся трапу.
Первый полет человека в космос в 1961 году и успехи СССР в области космических технологий естественным образом повлияли на советский промышленный дизайн. Мода на обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности воплотилась в серии домашней техники «космического» дизайна — в том числе пылесосов «Ракета» и «Сатурн».
Советский ретрофутуризм произвел множество безымянных, но совершенно прекрасных кофеварок и сифонов, телевизоров в пластиковых корпусах веселых цветов, электрообогревателей в форм-факторе НЛО и даже необычный самовар-спутник — его изготовили в 1978 году на Суксунском заводе.
Украина: Двухуровневая квартира с горкой и фито-стеной в Харькове
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Посторонись! Дорогу веселым домашним горкам внутри дома
Но для того, чтобы приобщиться к ретрофутуризму, необязательно охотиться за оригиналами или современными переизданиями Аарнио или Сааринена. Этой эстетики не чужды многие современные марки: к примеру, яркие эмалированные холодильники SMEG со смягченными углами и хромированными ручками выглядят как гламурные кузены холодильников ЗИЛ, а миксеры Hamilton Beach — и вовсе как пусковые установки для космических ракет.
Биоморфные формы, обилие хрома, цветовая схема «белый, черный, хром, оранжевый» — и вот перед вами образцовый интерьер в стиле ретрофутуризм.
Фирма LG недавно запустила серию телевизоров в ретро-корпусах, а-ля «электронно-лучевая трубка», с опцией переключения изображения в черно-белый режим. А архитекторы продолжают экспериментировать с домами-сферами и домами-летающими-тарелками, строят капсульные отели, где постояльцы могут почувствовать себя астронавтами во время межгалактического перелета.
Современные дизайнеры первой величины — среди них Филипп Старк, Заха Хадид, Карим Рашид, Sawaya & Moroni и многие другие — создают биоморфные предметы мебели и «космические» интерьеры в духе пантоновского павильона Visiona, а системы «умный дом» наделяют наши жилища функциональностью автономных космических станций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Мир дизайна: 10 домов на деревьях, поднимающих настроение
Перечислять современные референсы к «Космическому веку» дизайна можно до бесконечности: в век, когда запуск спутников и полеты человека в космос стали делом обыденным, фантастические образы будущего 60-х по-прежнему будоражат умы и щекочут воображение.
Что же нас так привлекает в них спустя почти 60 лет? Казалось бы, как и любой тренд, «мода на будущее» должна была отыграть и получить почетный статус исторического стиля, интересного лишь искусствоведам и антикварам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Так что, возможно, увлечение эстетикой ретрофутуризма выдает нашу тайную надежду на то, что когда-нибудь — пусть не так скоро, как думали наши бабушки и дедушки — это будущее все же настанет: на Марсе зацветут яблони, а детям в зоопарке будут показывать летающую корову склисса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Декоратор Анна Муравина представляет собственные коллекции
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
В чем, на ваш взгляд, заключается секрет популярности футуристического дизайна и «космических» интерьеров 60-х годов в современное время? Приходилось ли вам создавать проекты в стиле «космический»?
Originally posted 2016-04-11 13:46:02. Republished by Blog Post Promoter