Многие обсуждают, какой цвет лучше выбрать для детской комнаты, чтобы повлиять на развитие творческих способностей, например. Я же хочу поговорить о другом аспекте, а именно о том, как интерьер влияет на развитие самооценки ребенка и на его познание окружающего мира.
Когда мы становимся взрослыми, мы очень ценим нашу личную жизнь, право на неприкосновенность наших тайн и секретов. Мы любим иногда побыть в одиночестве и отдохнуть от суеты повседневной жизни, найти себя. С определенного возраста этот вопрос становится актуальным и для детей.
Миновав всего лишь трехлетний рубеж, малыши могут начинать строить домики (из стола и скатерти), норки и другие укрытия, куда может быть запрещен вход взрослым (и даже любимому мишке).
Точно также, как и мы, взрослые, дети нуждаются в личной жизни и в каком-то собственном тайном уголке, на который они могут рассчитывать, когда устали или переполнены эмоциями. Психологи, изучавшие поведение и эмоции детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет (Maxwell, 1996), выяснили, что в укромном уголке особенно нуждаются детишки, которые постоянно посещают детский сад и/или живут в большой семье. В противном случае — разумеется, в зависимости от индивидуальных характеристик и длительности пребывания среди других людей, — они могут быть подвержены агрессии, тревоге или гиперактивности.
Это ни в коем случае не капризы: размещая на стене какое-то «украшение» по своему вкусу, дети не просят слишком многого. Они развивают свою уникальность как личности вполне осязаемым образом. Не запрещайте им этого, пожалуйста. Разумеется, до тех пор, пока они не разломали весь дом, чтобы перестроить его.
Некоторые исследователи выявили любопытную взаимосвязь между расстоянием, на которое перемещается ребенок в пределах знакомой территории, и его навыками постановки целей и мотивации к достижениям (Korpela, Kyttä, and Hartig, 2000). Более конкретные выводы пока делать рано, но эта связь точно имеется: проверяя свои возможности по самостоятельному передвижению на «общественном» пространстве, ребенок тренируется самостоятельно ставить цели и добиваться их.
В больших городах сегодня, к сожалению, дети до какого-то более или менее сознательного возраста в основном находятся под присмотром взрослого, и им представляется не так уж и много случаев, когда они могут проверить на практике, насколько далеко могут зайти в прямом смысле этого слова. Но если вы живете за городом или на даче, у вашего ребёнка появляется шанс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
В деревню, в глушь: Что важно знать, если вы хотите переехать за город
В этом большом и таком разнообразном мире становится очень значимым, если у тебя есть свое собственное место, над которым у тебя есть контроль. Наличие такого укрытия, его поддержание и защита помогает справляться с тревогой, болью и внешними угрозами. Все люди хотят хорошо себя чувствовать, не испытывать страх и иметь достаточно высокую самооценку — и дети не являются исключением из этого правила. Достичь этого им позволяют как раз-таки их гнезда, детские шалаши, домики, норки и — в более старшем возрасте — «бункеры» в виде отдельных комнат. Многие подростки наделяют свои «домики» человеческими качествами — например, говорят, что «он как будто бы может выслушать тебя, когда тебе плохо».
Входя в знакомое и защищенное от воздействия окружающего мира место, ребенок (или подросток) блокирует поступление извне негативных событий, разочарования, утомления и стресса. Это происходит с помощью таких понятий, как чувство принадлежности, ощущение безопасности, чувство, что тебе что-то знакомо, восприятие «домика» как заботливого и безусловно принимающего старшего друга.
А вот потеря контроля над «домиком» — это один из довольно травматичных жизненных опытов, причем и для взрослых тоже.
Собственный «домик» не помешает любому нормально развивающемуся ребенку. Но советы ниже особенно важны, если вы с детьми недавно переехали на новую квартиру (и ребенок привыкает). Как мы можем помочь ребенку адаптироваться к изменившимся условиям?
1. Создайте для него персональное убежище. Можно сделать детский домик или приобрести готовую/сборную конструкцию в магазине.
2. Пусть ребенок даст имя, название своему новому «домику». И выберет его самостоятельно — не навязывайте ваши варианты. Ваша задача — подсказать саму идею.
3. Помогите ребенку наделить новое убежище положительными человеческими качествами, такими как заботливость, внимательность, дружелюбие, интерес, принятие.
6. Зафиксируйте все хорошие воспоминания ребенка с помощью фотографий или вещей из старого «домика» — это ускорит формирование чувства принадлежности и привязанности к новому месту после переезда или ремонта в детской комнате.
А у вашего ребенка есть домик? Поделитесь, какие именно убежища предпочитает ваш малыш!
Originally posted 2015-11-21 18:08:41. Republished by Blog Post Promoter