Для многих людей — и лично я знаю таких — необходимость ехать в магазин и выбирать не-знаю-что-но-чтоб-понравилось является серьезным испытанием психики. Особенно, когда нужно выбрать много не-знаю-чего. А есть люди, которые вообще не считают эту проблему проблемой: просто идут и покупают. Что одни делают правильно, а другие — нет? Психологи нашли ответ.
Это убеждение подкрепляется подспудным желанием понравиться, выглядеть хорошо, быть одобренным коллегами. Хочется лишний раз напомнить о себе. Они о вас, поверьте, и так не забыли, потому что вы каждый день видитесь на работе, но… это же так мило выглядит — пройтись по кабинетам и каждому вручить какую-нибудь мелочевку. Мотивация — укрепить свой имидж. Однако работает ли это так, как мы ожидаем?
На самом деле не всегда. У людей есть склонность как будто бы автоматически считать, что другие думают и чувствуют то же самое, что и мы. «Я подумал о подарке тебе, значит, и ты тоже думаешь про подарок мне». Эта склонность довольно скрыта и незаметна, но она есть и проявляется во многих ситуациях. На самом деле другие люди не думают то же самое.
- Для некоторых потенциальных получателей ваш подарок значительно менее важен, чем для вас.
- О своих подарках думаете только вы. А другие — думают о своих (и вас в этом списке может не быть). Иными словами, не рассчитывайте на «взаимность».
- Эмоции иной раз важнее вещей. Человеку, быть может, хотелось не получить от вас какую-то мелочь, а встретиться в кафе и поболтать.
- Намеки, двусмысленности, подарки с подтекстом веселят только дарящего. Вы, конечно, не будете покупать в подарок дезодоранты, но можете импульсивно купить и подарить книгу с «говорящим названием».
Если вам выдали «список желаний» или вы точно знаете от самого получателя, что конкретно он хотел бы в подарок — проблем нет. Но они обычно появляются, когда вы пытаетесь представить, что бы понравилось этому человеку. Вариантов масса, и вы не можете остановиться на одном.
Перестаньте так делать! Психологи доказали: вероятность, что подарок понравится получателю, значительно повышается, если выбранная вещь отражает интересы и личность… дарителя [Paolacci, Straeter, Hooge, 2015]. Поэтому перестаньте пытаться влезть в голову к другим людям — просто выбирайте то, что нравится лично вам.
Совет: Если выбор сделать очень сложно, попробуйте ориентироваться не на поиск вещи, а на события или общие воспоминания — пусть подарок напоминает о них.
Еще одно исследование показало, что это утверждение не является истиной [Furnham, 2015]. Более того, оно может сослужить вам дурную службу. Учеными доказано: нет никакой прямой связи между стоимостью подарка и степенью того, насколько он понравился получателю.
Бывает абсолютно по-разному. Но имейте в виду: совокупная стоимость подаренного непроизвольно воспринимается гораздо ниже, если один подарок дороже, а второй дешевле. Иными словами, более дешевый подарок удешевляет сразу весь комплект. Поэтому если уж и дарить два подарка, то примерно одинаковой стоимости.
Миф №5: Вы обязаны дарить подарки
Вы не обязаны покупать подарки всем-всем, чье имя значится в вашей записной книжке! Для большинства из них ваш поступок пройдет незамеченным. Лучше выберите тех людей, кому вы искренне хотите оказать внимание и заботу. Пусть их будет буквально несколько человек, зато общий эмоциональный отклик окажется гораздо сильнее.
ВАША ОЧЕРЕДЬ..
Если вы относитесь к тем счастливчикам, для которых покупка подарков — это легкий и простой вопрос, расскажите: как именно вы это делаете.
ПО ТЕМЕ: 6 оригинальных идей для упаковки подарка в полезные вещи