Хорошо, но нелюбимое
Довольно часто приходится слышать истории про то, что «квартиру купили, ремонт сделали, а жить тут как-то не хочется». Однажды я была на семинаре, и из шести участников половина именно так сформулировала свои впечатления после ремонта. И розетки с выключателями правильно установили, и плитку правильно приклеили, и сантехника отлично работает, и мест для хранения достаточно. И всё равно «жить тут как-то не хочется». Почему?
Давайте разбираться. Что важно знать про интерьер, чтобы не было обидно за потраченные на ремонт деньги и другие ресурсы?
Жизнь меняется стремительно. Ещё лет 50 назад люди радовались просто тому, что у них появилось собственное жильё (взамен если не землянок, то бараков и коммуналок). И я это ещё помню. А теперь — неожиданно — ко многим пришли новые потребности, новые требования к жилью. То, что называется повышением качества жизни.
Есть правильная идея: хорошо и радостно жить в доме. Но она обычно заслоняется другим важным приоритетом: экономии на ремонте. Все решения принимаются исключительно из соображений экономии. На мой взгляд, не должно быть «или / или»: можно сделать и экономно, и красиво, и комфортно, и радостно. Но к сожалению, можно дорого и плохо, и совсем плохо.
«Есть такой-то бюджет. Как его правильно (рентабельно) использовать? Именно для того, чтобы жить было хорошо и приятно? Как использовать его так, чтобы потраченные ресурсы — деньги, время и нервы — были вложены не зря, и интерьер работал на меня, заказчика?»
Спрашивайте каждый раз: «что хорошего принесёт мне это решение?» Каждое вложение в ремонт, каждое дизайнерское предложение должно работать на ваш комфорт в новом интерьере. Ведь собственно для этого вы ремонт и затевали? Чтобы хорошо себя чувствовать, иметь Дом с большой буквы. Разве не так?
На мой взгляд, это удовлетворение своих новых потребностей. Ведь изменились не только мы и наши дома, но и смысл самого понятия «комфорт». Помимо новых технологий, использование которых мы учитываем в интерьере, люди стали замечать совершенно новые проявления в потоке жизни: новые ощущения, новые потребности.
Когда борьба за выживание отступает, к человеку выходят его истинные потребности. У каждого они свои, конечно же. Но по себе и своим клиентам я отмечаю: в последние годы всё больше людей осознают свою всегдашнюю (но раньше скрытую борьбой за выживание) сокровенную потребность в красоте и восторге.
ОБ ЭТОМ…
Хороший вопрос: Отражает ли интерьер вашу внутреннюю красоту
Возможно, феномен ОСП будет в будущем объяснён какими-то неизвестными пока науке физиологическими реакциями. Это не так важно. Важно, что есть та часть нас, которая стремится к красоте. И ОСП неизменно обнаруживают эту «часть».
Но и этого недостаточно! Это необходимо, но — недостаточно.
Новые вызовы времени: целостность и гармония
Одно из новых (утерянных) и необходимых качеств хорошего интерьера — гармоничность и цельность. На мой взгляд, это качество соответствует новым психологическим вызовам и потребностям, вставшим перед современным человеком.
Последнее утверждение вызывает наибольшие сомнения у заказчиков, однако именно в этом случае возникает ощущение, что «невозможно представить, чтобы было иначе».
Вот если в человеке, например, в его психике, какие-то части конфликтуют, может ли он ощущать себя гармонично? Не уверена.
1. План с мебелью должен быть красивым. Даже сам план помещений должен быть приятным для глаза, гармоничным и хорошо смотреться. Я не люблю слово «должен», но план именно «должен» быть точным и изящным. Компетентность дизайнера как раз и заключается в выполнении задачи с совершенной (возможной в данных условиях) точностью и изяществом, на мой взгляд.
Писатель Даниил Гранин по образованию был инженером-электриком. Уже много десятилетий назад в романе «Искатели» он описал этот базовый принцип хорошего решения: «В технике красота и изящество — верный признак зрелости». Именно красоту идеи положил в основу своих изобретений Стив Джобс — и не прогадал.
И это не пустой снобизм. Нет. План — это двумерная, плоская проекция. И если даже двумерная проекция некрасивая, то реальное пространство с мебелью в разы усилит эту диспропорциональность и дисгармонию. Как результат
— «жить тут как-то не хочется»…Компетентный специалист предложит самое лучшее, на его взгляд (удобное, подходящее под запрос, изящное и изысканное), решение. Самое лучшее — оно по определению одно. Да, потом оно будет дорабатываться, уточняться деталями, которые не сразу очевидны… Но концепция лучшего останется неизменной.
Конечно, каждый дизайнер работает в уникальном ключе, и это тоже есть проявление его компетентности. Просто как пример: я обдумываю несколько совершенно разных «сценариев», несколько принципиально разных подходов к планировке, но выбираю из них два-три лучших. При этом про один всегда могу сказать заказчикам, что «вот этот вариант мне больше всего нравится». Обычно заказчики этот самый лучший и выбирают. Они видят, что предложение им подходит и нравится. И ещё никто об этом не пожалел.
3. Стремясь к новому, не следует отказываться от того лучшего, что есть в классической, народной, сакральной архитектуре. Я имею в виду форму помещений на плане.
Несуразная форма внутренних помещений — это просто бедствие новостроек. Особенно часто встречаются помещения Г-образной формы. И это ещё не самое плохое: в этом случае помещения правильной формы можно выделить понижением потолка, портьерами, цветом и другими способами.
Но стремиться, на мой взгляд, следует к тому, чтобы как можно больше помещений (лучше все) были правильной формы. Как это было испокон веков в народной и сакральной архитектуре. Если дизайнер сам предлагает помещения неправильной формы — стоит проявить скептицизм и здоровое сомнение. Возможно, такое решение — единственно возможное в данных условиях, однако стоит расспросить обо всех плюсах и минусах этого варианта.
Моё личное убеждение: цветовая гамма должна быть сонастроена как с вами, так и с окружением (зданием, природой). Всё вместе — это нельзя разрывать! А разрывают! Обычно помнят только про цветовые предпочтения заказчиков, а про пространство вокруг — нет.
Иногда одного правильного колористического проекта достаточно, чтобы совершенно изменилось восприятие помещения. И не только эмоциональное, но и пространственное. У меня были заказчики, которые три года не хотели жить в отремонтированной квартире. И это были как раз «закопанные в землю» деньги, на мой взгляд. После того как квартира была перекрашена в гармоничные им и зданию цвета, отношение полностью изменилось.
Я уже много писала, почему так происходит, и не буду повторяться.
ОБ ЭТОМ…
Мебель тоже должна быть не только удобной, добротной, но и красивой. Причем красивая мебель совсем не обязательно инкрустированная, резная, позолоченная, «дизайнерская»… Красивая мебель, в первую очередь — хороших пропорций, соразмерная объёму помещения и вам, гармоничная. Обязательно посмотрите на всю мебель, которую вы планируете покупать, с этой точки зрения.
Не только форма мебели должна быть красивой. Но и идеи, положенные в основу её создания, конструирования, разработки и производства. Именно «идейная» составляющая бытовых предметов — это новая реальность последних десятилетий. Незаметно мы стали жить в дизайнерской цивилизации. В мире овеществлённых идей. И идея должна быть красивой. Ведь с этой «овеществлённой идеей» будут жить люди.
Дизайн мебели в этом смысле иногда разочаровывает. И чаще всего потому, что концепции исходные бывают пустые, высосанные из пальца, ни о чем главном — хорошем, добром, красивом. А ведь с ней — этой мебелью — будут жить люди!
Кто будет жить и пользоваться этими предметами? Гармонично ли это человеку и его новым и «старым» потребностям? Поэтому «ну чё, прикольно!» — это совсем плохой критерий для выбора мебели для дома, по моему мнению. Если, конечно, вы не коллекционируете именно такие предметы.
Нерентабельно это. Пустая трата ваших ресурсов и ресурсов Земли, на мой взгляд.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что вы думаете о рентабельности интерьера? Поделитесь своими мыслями в комментариях под статьей