Нужно ли утеплять гараж? Зависит от того, как вы его используете. Одно дело, если гараж — «просто крыша» для защиты от осадков и палящего солнца. И совсем другое, если здесь у вас полноценная мастерская (и не обязательно автомобильная).
Главное — вентиляция
Известный факт: автомобиль, зимующий на улице, живет дольше и сохраняется лучше, чем в сыром и теплом гараже.
- убрать характерные гаражные «ароматы» — масла и бензина;
- удалить повышенную влажность от нижнего (наземного) уровня;
- снизить риск отравления угарным газом.
СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» на сей счет лаконично сообщает: «В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5°С (п. 6.10)… В неотапливаемых автостоянках достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений (п. 6.11)».
Получается, что основная задача гаражного утепления — защита от замораживания: сделать так, чтобы в помещении для хранения авто температура не опускалась ниже нуля.
Да, неприятности случаются, когда на морозе в гараже прорывает системы отопления или водопровод. Но поддерживать плюсовую температуру в дачном гараже только из-за того, что в нем может лопнуть кран, — расточительно.
Совет: Прежде чем думать об утеплении, продумайте меры по зимней консервации гаражного водопровода (если он у вас есть).
ПО ТЕМЕ…
Где парковать машину на даче?
Противопожарные требования
Гараж — объект повышенной пожароопасности. Увы, большинство случаев возгорания происходит не потому, что в машине бензин, а по причине неисправной электропроводки в самом гараже. Вот основные правила, которые нужно соблюдать.
- В гараже не должно быть отопления (именно потому мы говорим об утеплении, а не обогреве).
- Огнетушитель должен быть не только в машине, но и в гараже. Плюс обязательно — пожарный щит.
- Электропроводка выполняется в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП): только в металлическом рукаве, с автоматическими предохранителями, обязательным заземлением. Лампочки — в заводских плафонах.
- Внутренняя обшивка гаража — только из негорючих материалов: никакой вагонки и «не поддерживающего горение» пластика.
- Расстояние от отдельно стоящего гаража до других построек — не меньше 6–15 метров (между каменными достаточно 6 м, между деревянными — 15 м).
Выбор способа утепления гаража зависит от того, где именно на участке он расположен.
В прежние годы (как правило, в проектах загородных домов 15-летней давности) практичные домовладельцы располагали гаражи и вспомогательные помещения в цокольном этаже. Плюс такого проектного решения — минимальное пятно застройки на компактном участке. Минус в том, что это самый затратный вариант: стоимость гаражного цоколя может запросто превысить треть сметной стоимости строительства.
Бетонный или кирпичный цоколь, если он соответствует СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и держит плюсовую температуру зимой, дополнительного утепления не требует. Но если, кроме неотапливаемого
гаража, в цоколе располагаются отапливаемые помещения, они должны быть утеплены. Например, расположенную в цоколе баню и санузел желательно утеплять с «теплой» стороны.Важно: Удаление выхлопных газов и влажного воздуха из цоколя дома должно производиться за счет вытяжки, имеющей отдельный вертикальный вентканал с дефлектором на крыше здания. К гаражной вытяжке категорически нельзя подключать вентканалы из расположенных выше помещений. И в любом случае (поскольку высота вентканала в частном доме обычно не выше 5–6 м) естественной тяги для удаления избыточной влаги и продуктов горения будет недостаточно: потребуется производительный канальный вентилятор и управляющая его включением автоматика.
Чаще, чем в цоколе, гаражи на участке располагают в пристройке, имеющей вход в дом. Это удобно: можно загнать машину под крышу — и сразу пройти в холл или гостиную, к камину. Достраивать можно постепенно: сначала сделать только навес, потом — обшить стены и утеплить их. Ну а если семья разрослась, пристроенный гараж можно превратить в просторную комнату с панорамным окном и отдельным выходом.
Если у вас пристроенный гараж, он должен отделяться от жилой части не просто стеной, а противопожарной брандмауэрной стеной, в идеале
— бетонной или кирпичной, разрезающей все здание по вертикали, до самой крыши.Если таковая не предусмотрена проектом, придется думать не только об утеплении, но и дополнительных мерах пожарной безопасности.
Если со временем вы планируете превратить встроенный (или пристроенный к дому) каркасный гараж в жилое помещение, об этом следует позаботиться заранее.
- Утеплите стену между холодным гаражом и теплым помещением (все-таки гараж — это «почти улица»).
- Будущий жилой гараж стоить утеплять только минватой. Но не стекловатой, а плотной, фасадной, на базальтовой основе, не забывая при этом о пароизоляции.
- Обшивайте потолок и стены гаража изнутри только негорючими материалами.
- Сделайте теплую стяжку пола с уклоном в сторону гаражных ворот и дренажных лотков.
Еще один распространенный вариант гаража на загородном участке — отдельно стоящий, из кирпича, пеноблоков или традиционный металлический. Такой гараж особенно популярен у тех, кто любит мастерить своими руками и не хочет мешать громкими звуками домашним.
Некоторые домовладельцы врезают фасадную стену гаража с автоматическими воротами в ограждение, делая въезд с воротами прямо с улицы и уличную дверь на участок. Плюс в том, что вместо двух пар автоматических ворот — одна. А домой из гаража приходится идти иной раз под дождиком.
Запрет на стационарное отопление в гараже (см. противопожарные требования) не означает, что его нельзя утеплить и прогреть, чтобы можно было поработать в комфортных условиях. Но, во-первых, если это просто гараж, а не помещение автосервиса, утеплять его до комнатного состояния и поддерживать постоянную температуру — смысла нет. А во-вторых, пожарная безопасность — превыше всего: рядом с автомобилем и полками с горюче-смазочными материалами — никакого открытого огня быть не должно.
Хотите поработать в мороз
— воспользуйтесь тепловой пушкой. Закончили работу — выключили все нагревательные приборы.Недорогой сборной «коробке», которую вы не планируете постоянно использовать в качестве рабочей мастерской, утепление тоже не повредит. Но пожалуйста, без фанатизма! И не забудьте о вентиляции: не нужно превращать такой гараж в термос или сауну. Утеплить железный гараж желательно, чтобы летом он не перегревался на солнце, а зимой была возможность подогреть воздух в помещении трамвайной печкой или тепловой пушкой (вдруг вы решите поработать). Но в этом случае лучше утеплять и обогревать не сам гараж, а примыкающее к нему помещение мастерской — это более экономно.
Важно: Перед тем как утеплить металлический гараж или гараж из профнастила изнутри (например, напыляемым пенополиуретаном), позаботьтесь об антикоррозионной обработке скрытых металлоконструкций. Дело в том, что при подогреве в холодное время на скрытых металлоконструкциях и тыльной стороне металла образуется конденсат. И чем активнее вы эксплуатируете здание — тем быстрее оно изнашивается.
Крышу, стены, ворота, пол и смотровую яму — то есть весь гараж по периметру. Объясняем, что учесть и от чего это зависит.
1. Утепляем крышу, верхнее перекрытие
Теплый воздух имеет обыкновение подниматься вверх. Поэтому львиная доля тепла в любом здании (а гараж в этом отношении не исключение) уходит через крышу и верхнее перекрытие.
1). Герметичный (напыляемый пенополиуретан, сэндвич-панели из профлиста).
2). Утепленное перекрытие и «гуляющий ветер» на чердаке. Традиционный «дедовский» материал для такого утепления верхнего перекрытия в гаражах — керамзит: он не поражается плесенью, пожаробезопасен и относительно легок.
В обоих случаях необходима обшивка потолка негорючими материалами — вплотную к утеплителю — и никаких подвесных потолков и полостей, в которых могут скапливаться пыль, копоть и влага.
Для утепления бетонной крыши гаража «умельцы» предлагают подшить потолок пенопластом и облицевать декоративными панелями. Категорически не рекомендуем такой утеплитель — из соображений пожарной безопасности! Материалы на основе пенополистирола использовать можно. Но надежно закрывайте их двумя слоями несгораемых плитных материалов на минеральной основе (ЦСП, стекломагнезитовые листы) и штукатуркой.
Как утеплять гараж — снаружи или изнутри — зависит от состава помещений гаражно-хозяйственной зоны. Утепление со стороны улицы позволяет минимизировать мостики холода, а в случае, если утепление производится материалами на основе пенополистирола — соблюсти требования пожарной безопасности. Для наружного утепления гаража подходит широкий спектр материалов — от пенополистирола до минеральной ваты на базальтовой основе. Но в большинстве случаев гаражам все же требуется не наружное, а внутреннее утепление.
Самая плохая идея — обшить гараж гипсокартоном изнутри: даже влагостойкий гипсокартон не выдерживает гаражной сырости, перепадов температуры и впитывает в себя характерные гаражные «ароматы» — масла и бензина.
Совет: Не забудьте, что стены гаража придется мыть. Лучший вариант облицовки нижнего уровня — керамическая плитка (это дорого). В рабочих зонах допустимо использование облицовочных ПВХ-панелей, правда, не в виде сплошной облицовки, а в качестве защитных фартуков.
Для утепления и отделки стен гаража изнутри подходят следующие материалы:
- базальтовая (каменная) вата;
- керамзит;
- керамическая плитка (для облицовки мокрых зон);
- фольгированная теплоизоляция PIR на основе жесткого пенополиуретана;
- сэндвич-панели из профлиста с утеплением из каменной ваты или пенополиуретана (три в одном: утепление, наружная и внутренняя облицовка).
- пенопласт, экструдированный пенополистирол — только для утепления снаружи. Для утепления изнутри можно использовать фрагментами и с дополнительной несгораемой облицовкой (двойной слой ЦСП, либо штукатурка);
- ПВХ-панели — для фрагментарной облицовки зон повышенного загрязнения. Например, фартука над верстаком или нижнего уровня, где возможны повреждения. Сплошная облицовка стен пластиком и подвесные потолки — тоже плохая идея: под пластиком скапливается пыль, копоть, влага. Но самое главное — он не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности.
Категорически не подходят:
- гипсокартон (не выдерживает гаражной сырости);
- стекловата — минвата на основе кварцевого стекла (гигроскопична, впитывает запахи).
Необходимость утепления ворот гаража зависит от того, сколько времени вы в нем проводите. Утеплять обычные распашные ворота можно любыми материалами на основе пенополистирола: пенопластом, пенофолом, экструдированным пенополистиролом. В качестве дополнительной прослойки может использоваться фольгированный изолон.
Совет: Если вы часто держите ворота открытыми, используйте дополнительные меры по утеплению ворот гаража изнутри. Хороший вариант — занавес из тяжелой плотной технической ткани. Обычно подходят те материалы, которые используются для автотентов: например, брезент, техническая ткань «оксфорд» или ПВХ-ткань (баннерная ткань). Это экономично, практично и не создает неудобств в морозный день, даже если вы вынуждены часто открывать гаражные ворота. На лето занавес можно снять.
Необходимость утепления бетонного пола и смотровой ямы в гараже также зависит от режима их использования. Если гараж используется как мастерская — желательна теплая стяжка с прослойкой из экструдированного пенополистирола. Если только для хранения — утеплять не обязательно.
Гораздо важнее обеспечить отвод талых вод в дренаж, чтобы избежать подтоплений (если уровень пола низкий) и не приходилось бороться с лужами от растаявшего снега.
Позаботьтесь об утеплении гаражного водопровода. Если же вы не готовы поддерживать постоянную плюсовую температуру, продумайте систему консервации.
- Предусмотрите запорный вентиль на вводе и возможность слить воду из бойлеров и внутреннего водопровода.
- Для защиты от замораживания внешних трубопроводов, а также проходящих через гараж магистралей водоснабжения, используйте греющие кабели и трубную теплоизоляцию из вспененного полиэтилена.
На вопрос «как утеплить деревянный гараж» ответим: очень осторожно. Деревянные и каркасные гаражи лучше не утеплять вовсе, чем утеплять неправильно (то есть традиционным для каркасных зданий способом, с использованием минеральной ваты и пароизоляции до состояния «жилая комната»).
Во-первых, такую постройку вам будет очень трудно узаконить: скорее всего, она «не пройдет» по нормам пожарной безопасности. Тогда как неутепленный деревянный навес или гараж без фундамента с реечной облицовкой может позиционироваться как временное сборно-разборное сооружение.
В-третьих, древесина, имеет обыкновение впитывать все запахи, в том числе характерные гаражные «ароматы» масла и бензина.
И, наконец, помним о пожарной безопасности. Пусть деревянный гараж будет всего лишь «крышей» для защиты от солнца и дождя. А утеплять его нежелательно — пусть в деревянном гараже гуляет ветер.
Расскажите о том, как вы строили и утепляли гараж на даче. Какие сложности возникли в процессе его утепления и использования?
Originally posted 2019-09-05 11:47:36. Republished by Blog Post Promoter