Вы почти нашли шкаф мечты — размеры подходят, конструкция нравится. Но вот цвет совершенно не тот. Можно купить и перекрасить его самостоятельно. Можно купить и отдать в мастерскую — пусть художник постарается, сделает что-то необычное. Либо можно поинтересоваться у менеджера в салоне: нельзя ли заказать на фабрике точно такой же, но в другом цвете. Все это называют «кастомизация». Разбираемся, как мы жили без нее раньше и как жить с ней теперь.
Кастомизация в широком смысле — это адаптация чего-то серийного под нужды конкретного человека. Термин применим к вещам или проектам именно серийного и массового производства. Но не к тем предметам, которые целиком сделаны на заказ по индивидуальному проекту (как, например, мебель в особняках ар-нуво).
- «Кастом фит» (от англ. custom fit) — что-то существующее подгоняется под вас.
- «Кастом мэйд» (от англ. сustom made) — что-то делается специально под ваши требования, но имеются ограничения по выбору вариантов.
- «Беспоук» (от англ. Bespoke) — что-то делается под ваши требования без ограничений.
Кастомизация не может касаться жилого интерьера в целом, поскольку обычно дизайн-проект разрабатывается или комплектуется для конкретных людей с их запросами и задачами. Но наполнение интерьера: мебель, предметы декора, стеновые панели — в большинстве выпускается именно сериями. Потому чаще всего о кастомизации и говорят в связи с наполнением интерьера.
«Customizing — это признак более высокого уровня сервиса, когда типовой продукт модифицируют под конкретного клиента, — объясняет дизайнер Мария Черкасова. — С этой точки зрения дизайн-проект, если он создается индивидуально — не кастомизация. Но если у вас в портфеле лежит типовой проект, который вы изменяете для конкретного клиента, — то это уже кастомизация».
Чаще всего кастомизация касается мебели и декора, что логично: шкафы и полки встраивают в ниши, мягкую мебель «синхронизируют» с декоративным текстилем, кровати, кресла и стулья подгоняют под рост будущего владельца. «Чаще всего, мне кажется, это работает с так называемыми “классическими” фабриками, которые изготавливают деревянную мебель, стеновые панели, — считает критик и историк дизайна Ольга Косырева. — У них есть свои модели, свои коллекции, но есть и большой выбор различных отделок, видов металла или покрытий под металл, шпонов дерева, лаков и красок, различных видов стекла, кожи, текстиля и т.д. Все это можно выбрать при заказе и соединить индивидуально. Также можно изменить размеры в соответствии с размерами вашего помещения. И у вас будет то же, что в каталоге, но “с перламутровыми пуговицами“».
При такой механике (когда обивочная ткань непосредственно от производителя пересылается на фабрику диванов) кастомизированный предмет выйдет дешевле. Чем если просто купить такой же в другой обивке и перетянуть по месту: фактически вы два раза оплатили работу мастеров и цену обивки — многие метры дорогой ткани.
1. Надо
Предмет в каталожном варианте не подходит по размеру, стилю, цвету и т.д. «Для меня кастомизация — это даже не тренд, а подарок, который позволяет создавать действительно интерьеры мечты! — говорит дизайнер и декоратор Наталья Алексеева-Лебедева. — Например, выбираем двери на объект, а у поставщика они есть только с золотым либо серебряным патинированием. Для нашего проекта ни то, ни другое не подходит, нужно что-то среднее (например, цвет шампань). Производитель охотно предоставляет нам такой вариант: и мы довольны, и поставщик! Или, например, весь текстиль на объект подобран, все идеально сочетается, и стулья выбраны потрясающие… но вот обивка сидений — ну совсем не наш случай. Тогда мы связываемся с фабрикой, высылаем свой отрез ткани, и для нашего идеального интерьера изготавливают идеальные стулья».
Идейная мотивация — это (немного упрощая) когда хочется, чтобы вещь выглядела не такой, как у других, более редкой или более дорогой. Она серийная, но в определенных параметрах «улучшенная». Для таких предметов иногда используют англоязычный термин custom look — то есть небанальный, особенный, выделяющийся на общем фоне.
«Люди иной раз хотят “точно такое-же, только немного другое”. Все повально покупают айфоны, потому что это модно, но каждый выбирает свой чехол или аксессуар, чтобы немного отличаться от других», — приводит пример архитектор и дизайнер Анна Савина.
Человеку может быть все равно, похож он на кого-то или нет, просто он хочет иметь нечто удобное и приятное лично ему. Это может касаться, например, стула или обуви. И сегодня это можно сделать без особенно значительных затрат».
Кастомизация может коснуться и не новых предметов, а уже поживших с вами какое-то время. Изменяют не только мебель, но даже одежду и обувь. В мебели в процессе кастомизации такого рода заменяют обивку, фурнитуру, обновляют декор фасадов (или даже сами фасады у мебели в хорошем состоянии), добавляют набор эффектных подушек к дивану и т.д. В этом случае кастомизация помогает освежить и саму вещь, и отношение к ней. А заодно и обновить интерьер в целом.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что вы думаете о кастомизации? Готовы ли вы «дорабатывать» серийные вещи под себя или не видите смысла — проще заказать изготовление по вашим эскизам в единственном экземпляре? Делитесь мнением в разделе комментариев под статьей!