Если вы подыскиваете удобное кресло, чтобы посмотреть открытие летних Олимпийских игр-2016, которое состоится 5 августа в Рио-де-Жанейро, то оригинальное кресло Mole с его объемными подушками, обитыми кожей, регулируемыми кожаными ремнями и основой из древесины джакаранда отлично подойдет. Арик Чен в своей книге «Модернизм в Бразилии: забытая бразильская мебель середины XX века» (издательство The Monacelli Press) утверждает, что кресла Mole и его разновидности, представленные ниже, заслуживают достойного места среди других символов страны, таких как Копакабана, Амазонка, самба и орехи.
Во вступлении к книге Арика Чена со-основатель галереи R&Co Зести Маейрс объясняет, почему бразильская мебель уникальна. По его словам, одним из ключевых факторов ее появления стала иммиграция и связанное с ней смешение европейского дизайна с местной, африканской и другими культурами.
На фото: модель с основой из древесины джакаранда, сиденьем и спинкой, переосмысленное и сделанное из сотканной вручную ткани дизайнером Тарой Чапас. Фото: Sherry Griffin
Чен, критик в области дизайна, куратор выставок по архитектуре и дизайну в гонконгском музее M+, включил в свою книгу короткие биографии более десяти самых известных бразильских дизайнеров мебели середины прошлого века. Один из них, Хоакин Тенрейро (1906-1992), научился работе по дереву у отца в Португалии, а затем применил эти навыки в Бразилии, куда переехал в 1928 году. Сначала он делал мебель для богатых домов, обставленных в исторических стилях. Решив, что такие тяжелые и перегруженные деталями предметы интерьера не уместны на его новой тропической родине, Хоакин начал экспериментировать с обтекаемыми линиями и формами.
В 1942 году на работы Тенрейро обратил внимание один из самых известных на тот момент бразильских архитекторов Оскар Нимейер, заказавший ему мебель для здания, которое строил. По словам Чена, эти предметы мебели вобрали в себя влияние Баухауса, итальянского и скандинавского дизайнов. В том же году Тенрейро создал то, что Чен считает прорывом в области дизайна: кресло Leve. Благодаря обитым кожей подушкам, словно бы парящим на элегантной основе из слоновой кости, имбуйя (похожей на древесину грецкого ореха) или джакаранда, кресло отражает идеи Тенрейро о том, что бразильская мебель должна быть легкой, элегантной и функциональной.
Кресло Três Pés (с тремя ножками), 1947 год
В своей книге Арик Чен пишет: «Неудивительно, что в стране, названной в честь древесины, дизайн связан прежде всего с местным деревом». Португальские завоеватели были очень заинтересованы в бразильском красном дереве (Caesalpinia echinat), которое называли пау-бразил из-за красителя огненно-красного цвета, который оно давало (слово «Pau» означает «палка», а «brasil», судя по всему, происходит от «brasa» или «угли»). Позже эта древесина стала популярна за счет своей прочности и гибкости, что особенно ценилось в производстве скрипок, а теперь ставит под угрозу этот почти исчезнувший вид.
Кресло Três Pés отражает, на взгляд Чена, то мастерство, с которым Тенрейро работал с окрашенной и пористой бразильской древесиной. В этой версии кресла три типа древесины образуют сидение и спинку в полоску, которые опираются на три повернутых ножки. Очевидно, что эти кресла имели для дизайнера особое значение, ведь он не раз, согласно журналу «Cultured», называл их оригинальными произведениями дизайна и дарил тем, кто делал у него большие заказы.
Кресло Bola (Шар), 1951 год
Комфорт — еще одна из отличительных черт бразильского дизайна. Так, Чен, например, отмечает, что Тенрейро снизил высоту столов, чтобы за ними было удобнее сидеть. Вскоре примеру дизайнера последовала архитектор Лина Бо Барди (1914-1992), создав кресло Bola — отрез кожи, натянутый на железную основу, отделанную латунью. Кресло было сделано специально для Casa de Vidro («Стеклянного дома»), резиденции в Сан-Паулу, которую архитектор построила для себя и своего мужа, арт-критика Пьетро Марии Барди.
Пара иммигрировала в Бразилию в 1946 году из разрушенной войной Италии, где Бо Барди работала с Джо Понти. «Я ощущала, что нахожусь в удивительной стране, где все возможно, — пишет архитектор вскоре после своего прибытия в Бразилию. — Я была счастлива, а Рио не был разрушен».
Год спустя Пьетро Мария Барди стал со-основателем Музея изящных искусств Сан-Паулу, который и возглавлял в течение следующих 50 лет. Кстати, здание музея из стекла и бетона спроектировала его жена.
Кресло Bowl, 1951 год
В своих архитектурных и мебельных проектах Бо Барди старалась не только сохранить черты местной культуры, но ставила на первое место человека и его движение. «Пока человек не вошел в здание не поднялся по лестнице и не стал его хозяином, — пишет она, — ни о какой архитектуре не может быть и речи».
Революционное кресло Bowl, ставшее одним из самых известных предметов мебели, созданных Бо Барди, поощряет общение между людьми. Сидение полусферической формы неплотно сидит на круглой металлической основе, прикрепленной к четырем ножкам, и поэтому может покачиваться или даже подскакивать. В свое время Бо Барди сделала всего две версии кресла: из черной кожи и прозрачного пластика.
При жизни архитектор не получила признания — первая ретроспектива ее работ прошла только в 1989-м. Однако в последние годы работы Лины Бо Барди, которую британский критик Роуан Мур считает самым недооцененным архитектором современности, выставляются в галереях и музеях США и Европы. А в 2014 году, в столетнюю годовщину со дня рождения архитектора, компания Arper выпустила 500 кресел-чаш из черной кожи и цветной ткани. Прибыль от продаж пошла в Институт Лины и Пьетро Марии Барди в Сан-Паулу, которому принадлежат права на дизайн.
Стулья Mocho, 1954 год
Чен отмечает, что первое поколение бразильских дизайнеров создавало мебель в скромных ремесленных масштабах. Ситуация изменилась с появлением Серхио Родригеса (1927-2014), которого критик называет «возможно, самым бразильским из всех дизайнеров».
Родригес родился в Рио в семье оперной певицы и актера. О проектировании мебели он узнал от дяди и решил изучать архитектуру в колледже. По словам Чена, в Бразилии в то время дизайн был одним из направлений архитектуры, и Родригес решил сфокусироваться именно на нем. Его первым проектом стали стулья Mocho — игривая вариация на тему традиционного стула, который использовали в деревнях, чтобы доить коров. Отверстие посередине и вогнутая форма стали его отличительными чертами.
В 1955 году Родригес основал мебельную компанию Oca, названную в честь местных соломенных жилищ, чтобы показать свои работы и продемонстрировать размеренность бразильского образа жизни. В период расцвета компании у нее было большое производство и филиалы по всей Бразилии, а также в Калифорнии.
Кресло Mole (мягкое), 1957 год
Удобное кресло привело Родригеса к славе. Оно выиграло первое место на международном мебельном конкурсе, который прошел в Италии в 1961 году. Кресло Mole появилось на рынке одновременно со строительством новой столицы страны Бразилиа — первого города, спроектированного с нуля с применением современного планирования и урбанистики. По словам президента Жуселину Кубичека, Бразилиа воплотил в себе «50 лет прогресса за 5». Главным проектировщиком города выступил Луси Коста, а архитектором — Оскар Нимейер. Оба были настолько впечатлены работой Родригеса, что предложили дизайнеру предоставить огромное количество созданных им предметов мебели для новых зданий.
Это было время прорывов для страны, где важное место отводилось новшествам, изобретениям и национальным чертам в области не только архитектуры, но и искусств. Согласно Чену, Родригес был воплощением духа времени. За 60 лет работы он создал более 1 200 предметов мебели.
Кресло для отдыха марки Forma, 1950-е и 1960-е годы
Карло Хонер (1927-1997), иммигрант из Италии, какое-то время владел вместе с Родригесом мебельным магазином и купил в Сан-Паулу завод по производству предметов интерьера, который некогда принадлежал Лине Бо Барди. В 1955 году Хонер и Мартин Айслер (1913-1977) — австриец из Вены, осевший в Буэнос Айресе, основали компанию Forma, чтобы продавать созданную ими мебель в промышленном масштабе и на международном уровне. По словам Чена, плодами их сотрудничества стала мебель промышленного дизайна, которая при этом была элегантной, но доступной. Сегодня компания-наследница Interieur Forma, находится в Аргентине, но представлена и в Бразилии.
В своей книге Чен отмечает, что к началу 1960 года Кубичека начали критиковать за то, что «Бразилиа пережила 50 лет инфляции за 5». Страна страдала от социальных и политических потрясений. В 1964-м в результате военного переворота в стране была установлена диктатура, продержавшаяся до 1985 года. Последовавший за этим экономический рост, получивший название «Бразильского чуда» сыграл на руку некоторым дизайнерам, таким как Рикардо Фазанелло и Жан Гийон. Однако, как отмечает Чен, подавление инакомыслия и сокращение экспорта вынудили многих уехать из страны.
Кресло Esfera (Сфера), 1968 год
Рикардо Фазанелло (1930-1993), выросший в богатой семье в Сан-Паулу, был настолько увлечен гоночными машинами, что научился водить в 11 лет. После серьезной аварии, в результате которой он провел год в больнице, Фазанелло решил их проектировать. Однако в результате он стал дизайнером мебели, детали для которой заимствовал из отделки дорогих машин (например, швы). Как и другие создания Фазанелло, кресло Esfera сочетает в себе новые материалы (стеклопластик и полиэфирную смолу) с традиционными, например, кожей.
Кресло Jangada (Плот), 1968 год
Жан Гийон, архитектор румынского происхождения (1919-2007), приехал в Бразилию в 1956 году. Он работал над оформлением интерьеров, отелей, ковров и мебели, а вдохновение черпал в местных материалах и ремеслах. В основе дизайна кресла Jangada, самого известного из его проектов, лежит бразильское традиционное судно — плот. При создании кресла использованы сети и основа из древесины джакаранда, поддерживающая кожаное сидение.
Кресло «Рио», 1971 год
В 1967 году ярый коммунист Нимейер (1907-2012) покинул Бразилию, где установилась диктатура, и переехал в Париж. Здесь в 1971-м он впервые начал работать над созданием предметов мебели вместе с дочерью Анной Марией Нимейер, которая отвечала за обстановку в спроектированных отцом домах. Сидение из плетеного тростника и основа из гнутого дерева кресла-качалки «Рио» отражают основные черты зданий архитектора: «линии, которые я вижу в горах своей страны, волнах океана и теле любимой женщины».
Несмотря на то, что Нимейер занялся архитектурой довольно поздно, пишет Чен, он смог найти в ней продолжение собственной архитектуры и признать, что дизайн мебели «нелегко сочетает в себе комфорт и красоту».
Резные кресла, 1970-е годы
В 1940-е и 50-е годы дизайнер-самоучка Жозе Занин Кальдас (1918-2001) сделал себе имя на проектировании и производстве доступной мебели из фанеры для Сан-Паулу и новых домой в Бразилиа. Однако вернувшись в родной штат Баия, дизайнер пришел в ужас от масштабов вырубки леса. Беря пример с местных ремесленников, вырезавших лодки из выброшенных бревен, он начал по возможности вырезать мебель из спасенной древесины (и сажать новые деревья при ее отсутствии). Благодаря «протестной мебели» Кальдаса, по словам Чена, удалось обратить внимание общественности на разрушительные последствия тех техник, на которых основывалось производство мебели.
Сегодня Занини де Занин, сын Кальдаса и ученик Родригеса, продолжает дело отца, используя отходы производства и переработанные материалы для инновационных проектов. Благодаря таким дизайнерам как Занин за будущее дизайна мебели в Бразилии можно не беспокоится.
Не только кресла
Книга «Модернизм в Бразилии», изданная совместно с галерей R&Co, посвящена не только креслам. Она включает в себя исторический контекст, биографические справки и более 400 фотографий самых разных предметов мебели XX века.
«Бразилия является, возможно, одним из последних (или самым последним) открытием в области дизайна мебели XX века», — пишет Майерс во вступлении. Чен в свою очередь объясняет, что бразильские дизайнеры середины прошлого века не так известны, как скажем, Рей и Чарльз Имзы или Марсель Брейер, во-первых, в силу изоляции, установившейся во время режима диктатуры, а во-вторых, из-за сложностей, с которыми им пришлось столкнуться при работе с экзотическими породами дерева, которые могли ссыхаться в другом климате или являлись исчезающими. (Согласно международным торговым соглашениям торговля товарами, изготовленными из пород дерева, находящими на грани исчезновения, запрещена).
Однако есть все основания надеяться, что эти дизайнеры наконец получат должное признание. В последние годы такие компании, как Etel Interiores и LinBrasil начали перевыпускать их предметы мебели, используя другие типы древесины в тех случаях, где это необходимо. В начале этого года Вэйд Тервиллирег, президент аукциона Palm Beach Modern Auctions, заявил, что интерес к бразильскому дизайну вырос. А Espasso, галерея, посвященная старой и современной бразильской мебели, открыла четвертый филиал в Майами. (Другие находятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне). Репутация бразильского дизайна эпохи модерна, возможно, вскоре достигнет тех же масштабов, что и бразильская архитектура той эпохи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…