Каким именно образом мы самовыражаемся в контексте выбираемых нами объектов искусства? Это знание может быть полезно как для профессионалов, работающих с дизайном интерьеров, так и нас самих.
На самом деле за нашим выбором стоит сложная система взаимодействия эмоций, воспоминаний, ассоциаций, предпочтений и особенностей вашей личности. Психологи, изучавшие этот вопрос, выяснили, что существует, по крайней мере, три основных аспекта, формирующих выбор (Sprinkle, M., 2011).
- Встроенность в повседневную жизнь и расположение — то есть каким образом этот графический объект вписывается в наши ежедневные дела.
- Субъективность — или каковы физические характеристики объекта, которые соотносятся с нашими эмоциями и воспоминаниями, а также с ассоциациями из прошлого.
- Авторство — кто автор произведения, означает ли для нас что-нибудь его имя, личность.
О чем мы сейчас — поясню на простом примере. Итак, вот фотография кухни-гостиной в частном доме. Присутствуют два абстрактных образца живописи (назовем их «голубая» и «красная»). «Голубую» картину можно увидеть, только проходя мимо, в направлении столовой. Те, кто сидят за столом, а также те, кто сидят на стульях, её не могут увидеть, потому что она окажется углом. Те, кто сидят на диване (и, например, общаются), тоже её не особо наблюдают, потому что относительно них она расположена сзади и сбоку. Поэтому можно сказать, что голубая картина встроена в повседневную жизнь только в момент, когда ты проходишь мимо нее. Может быть, в этот момент она напоминает хозяевам, что время течет и все меняется, так же, как и ты проходишь из формального помещения (гостиной) в неформальное (столовая).
А вот «красная живопись» — немного другое дело. Она видна каждый раз, когда ты поднимаешься или спускаешься по лестнице вниз. Мало того, позади лестницы — дверь, являющаяся выходом на террасу. Поэтому каждый раз, когда хозяева дома, их дети или гости пользуются этими частями дома, они видят красную картину. Получается, что это произведение искусства встроено в их каждодневную жизнь гораздо больше.
В этом помещении есть ещё одна картина такого же абстрактного типа: она не сразу бросается в глаза, потому что так выбран ракурс фотографом. Но это произведение искусства встроено в жизнь хозяев даже ещё больше двух предыдущих, потому что её видно не только из коридора, из гостиной, но даже и из столовой и немножко — из кухни. Она висит как раз напротив дивана.
Второй критерий — это насколько то, что изображено на картине связано с нашей личностью, эмоциями, характером, предпочтениями. В примере ранее — это как раз те самые субъективные, индивидуальные эмоции, которые (возможно) вызывает, красная картина.
Ваши личные воспоминания в связи с этим рисунком — вот тот самый настоящий и скрытый смысл, который несёт изображение. У одной моей знакомой в коридоре висят несколько акриловых рисунков по керамике, изображающих разные виды города Таллинна. Когда я поинтересовалась, что именно эти картины для неё означают, ответ был такой: «Здесь везде город, в котором мы провели много приятного времени вместе с мужем». Вот он, тот самый смысл, не сколько архитектура Таллинна, сколько приятные воспоминания.
Очевидно, что вы можете знать автора произведения искусства, а можете и не знать (или считать эту информацию несущественной). Автором может быть не только художник-профессионал, но и ваш ребенок, или вы сами, например. Этот аспект — важность имени и личности автора — играет достаточно большую роль в выборе не только самого произведения, но и в выборе места для него.
С картинами известных авторов всё понятно: тут и гордость, и ощущение причастности, и чувство собственной осведомленности и др. Но остальные случаи для меня даже более интересны. Например, расположение для детских рисунков — на самом деле не только в детской. Если вспомнить про критерии субъективности и встроенности, то многие поймут, почему детские рисунки могут быть актуальны также и на кухне. Потому что позволяют родителям достаточно часто вспомнить о своих детях в приятном контексте, допустим, признать их способности или творческий потенциал.
Картины, авторство которых несущественно для вас, могут, на самом деле, обозначать нечто распространенное, массовое, широко используемое или часто встречающееся, лишенное индивидуальности. Ещё, вы можете как будто бы «присвоить» авторство себе, считая, что будь у вас, например, способности и время, вы бы сами нарисовали точно такую же штуку.
В этой квартире есть несколько картин Владимира Буркина. Он больше известен как график, но и живописью тоже занимается. Лара (хозяйка дома) покупала его картины более или менее случайно, но, в итоге, получилась небольшая коллекция.
ЧИТАЙТЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
В гостях: Дача в семейной библиотеке для большой семьи
Попробуйте провести быструю мысленную ревизию тех картин, постеров и рисунков, которые сейчас есть у вас. Спросите себя: какой на самом деле субъективный смысл вы вкладываете в них? Какую роль может играть их расположение? Какие особенности вашей ежедневной жизни они отражают? Что субъективного для вас в этой картине: какие эмоции и воспоминания она затрагивает? Кто автор и почему это может быть для вас важно?
С помощью этого упражнения на осознанность вы можете сделать несколько удивительных открытий о себе. И, возможно, посмотрите на старые изображения новыми глазами.