Мы на выставке дизайна в Осло, на окраине норвежской столицы. И дизайнерских предметов из соседних нордических стран здесь больше, чем собственно норвежских.
Обилие датчан и финнов на выставке не означает, что норвежским дизайнерам нечего показать: здесь были современные диваны Hovden Møbel в характерном для скандинавов минимализме. Показывали и стекло компании Hadeland Glassverk, представившей несколько серий посуды и аксессуаров для дома, разработанных в сотрудничестве с норвежскими интерьерными знаменитостями.
Скорее всего, норвежские дизайнеры будут не первыми, о ком вы подумаете. По ряду причин Норвегия не так известна своим предметным дизайном, как её соседи, но ситуация меняется. Мы попросили норвежских экспертов по дизайну и архитектуре оценить прошлое и будущее норвежского дизайна.
«В Норвегии мы разрабатываем хорошие и очень качественные продукты. Но когда дело доходит до продвижения, маркетинга и продажи, мы отстаём. Это культурный вызов и одна из главных причин, почему нас не слишком знают во всём мире», — говорит Тор Инге Хемдал (Tor Inge Hjemdal), генеральный директор организации Design and Architecture Norway (DOGA).
«В норвежской культуре не принято выделяться, быть другим или слишком заметным, и это проблема. Нам нужно молодое поколение дизайнеров, чтобы наверстать упущенное и быть более смелыми», — добавляет Мари Ауне (Marie Aune), норвежский дизайнер интерьеров.
В то же время для норвежцев важно сделать вещи полезными, отмечает Хемдал. Если в Дании и Швеции эстетика и дизайн рассматриваются как неотъемлемая часть культурной самобытности, в Норвегии это не так. «В норвежском дизайне главенствует идея функциональности. Она всегда стоит на первом месте, а эстетике уделяется меньше внимания, — говорит Тор Инге Хемдал. — Норвежский дизайн — не просто украшение на торте, многие норвежские потребители считают эстетику чем-то элитарным, чем-то, что просто стоит дополнительных денег, в чём нет необходимости. И, следовательно, без неё можно обойтись».
С этим согласен норвежский архитектор Эйнар Вальстрём (Einar Wahlstrøm): «Такой подход заставляет многих норвежцев скептически относиться к творческим профессиям (кино, музыке, дизайну и архитектуре). А шведы и датчане, наоборот, продвигают творческие профессии в своих странах».
С другой стороны, швед Матс Линдер, живущий в Норвегии и более 20 лет исследующий норвежский дизайн, отмечает, что Норвегия имеет долгую историю проектирования. Тем не менее лишь несколько образцов местного дизайна знакомы всему миру. Самый известный — растущий вместе с ребёнком детский стул Tripp Trapp, разработанный Питером Опсвиком для Stokke: с момента запуска этого предмета в 1972 году продано более 11,5 миллионов единиц.
Долгие годы норвежский дизайн был относительно неизвестным, и есть ли шанс, что он станет новым трендом нордической волны? Ида Аандал Рёйен (Ida Aandal Røijen), работающая в области международного продвижения в DOGA, отмечает, что норвежцы участвуют в Лондонской неделе дизайна под названием 100% Norway с 2003 года. Появляются и на Миланской неделе дизайна с выставкой Norwegian Presence. «Мы переживаем то, что я бы назвала началом нового золотого века норвежского дизайна. Это проявилось с подпольного движения в начале 2000-х, когда стали активно выступать молодые дизайнерские коллективы, в частности, Norway Says и дизайнеры Андреас Энгесвик (Andreas Engesvik), Торбьёрн Андерссен (Torbjørn Anderssen) и Эспен Фолль (Espen Voll)», — рассказывает Ида.
«На мой взгляд, норвежский дизайн движется к большому международному признанию. Только за несколько лет, что я прожил здесь, видно, как процесс набирает обороты, когда дело доходит до дизайна интерьера. И новое поколение дизайнеров начинает привлекать международное внимание», — говорит дизайнер Алексия Лундгрен (Alexia Lundgreen) из Бельгии, живущая и работающая в Норвегии с 2015 года.
Ида Аандал Рёйен считает серьёзным препятствием для норвежской индустрии дизайна ориентированность на узкий, не массовый сегмент. Матс Линдер отмечает, что молодые норвежские дизайнеры с успехом работали для известных компаний, но часто не в Норвегии: «К сожалению, отрасль в целом не готова к изменениям, что заставляет дизайнеров работать на иностранные компании и добиваться успеха в сотрудничестве, например, с Kähler, Knoll, Panasonic, Muuto, Hay, Luceplan и другими».
Этот процесс уже начался. Например, норвежская компания Fjordfiestа воспроизводит «классические» модели — кресло 1001 Свена Ивара Дюсте (Sven Ivar Dysthe), на фото выше
И есть ещё одно преимущество норвежской дизайнерской индустрии. По словам Матса Линдера, относительная неизвестность норвежского дизайна может сыграть тому на руку: «Норвегия неизвестна и экзотична для многих. Если удастся продать локальный дизайн ещё и отличного качества, то мы увидим норвежский дизайнерский бум в ближайшие несколько лет».
ПО ТЕМЕ…
5 норвежских дизайнеров, на работы которых стоит взглянуть: