Ближе всего к концепции «Лучезарного города» оказалась пятая и последняя «жилая единица», выстроенная по проекту Ле Корбюзье в городке Фирмини в общине Сент-Этьен. В отличие от своих предшественниц в Нанте и Брие, одиноко белевших среди полей и лесов, эта «жилая единица» изначально была интегрирована в современную застройку района Фирмини-Вер.
От редакции: напоминаем, что в серии статей «в гостях у Ле Корбюзье» мы рассказываем о домах великого архитектора, которые можно арендовать на короткий срок в наши дни.
Несмотря на то что наше виртуальное путешествие привело нас в Фирмини-Вер прежде всего из-за «жилой единицы», не рассказать хотя бы кратко о других объектах Ле Корбюзье в этом городе просто невозможно. Хотя бы потому, что все они являются частью целостной концепции гармоничной городской среды. Это понимали и современники Ле Корбюзье: градостроительный план Фирмини-Вер привлек внимание уже на стадии разработки, выиграв в 1961 году французскую национальную премию «Гран-при урбанизма». К сожалению, в жизни Корбю он возник слишком поздно: в августе 1965 года, спустя несколько месяцев после закладки первого камня в основание «жилой единицы», мэтр погиб.
Из трех общественных зданий при жизни архитектора был завершен лишь дом культуры (1956), вошедший в прошлом году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Жилая единица» была реализована в одном экземпляре; ею и стадионом (а позднее и реализацией собственного проекта плавательного бассейна для Фирмини-Вер) занимался коллега Ле Корбюзье Андре Воженски.
Строительство церкви св. Петра, признанной одним из выдающихся примеров культовой архитектуры ХХ века, и вовсе превратилось в эпический долгострой и завершилось, можно сказать, на наших глазах. После нескольких десятилетий забвения, Жозе Убрери, ученик Корбю, достроил ее в 2006 году, спустя 41 год после смерти автора. Правда, в ходе строительства пропорции церкви и некоторые инженерные решения претерпели изменения, и теперь в среде архитекторов не стихают дискуссии об авторстве здания: о том, правомерно ли считать его произведением Ле Корбюзье, или же будет более корректно записать его на счет Убрери.
Это сооружение тоже заслуживает отдельного упоминания. Подобная функциональная типология, кажется, была бы более уместна в контексте рассказа о советской архитектуре, но не будем забывать, что Ле Корбюзье придерживался левых взглядов и был в определенном смысле идеалистом от архитектуры. Он полагал, что эстетический контекст формирует личность, и что культурный центр, в котором жители окрестных домов смогут смотреть спектакли, брать в библиотеке книги, слушать лекции, а дети — посещать кружки, не менее важен, чем хлеб насущный. К разработке интерьера дома культуры Корбюзье тоже отнесся с большим тщанием. Дизайн мебели — столов, стульев и библиотечных полок — разработал Пьер Гуариш, чьи стулья из гнутой фанеры продаются в наши дни с аукционов за страшные тысячи евро.
Rue de la Fontaine du Loup, 42700 Firminy, France
Разрабатывая план застройки района, Корбюзье обратился к классическому принципу городского планирования. Он поместил жилой дом на вершину холма, у подножья которого расположил стадион и дом культуры — так, как если бы «жилая единица» была греческим храмом, стадион — агорой, а дом культуры — местом собраний и зрелищ. Если смотреть на «жилую единицу» через призму античности, то нельзя не заметить сходства пилонов в основании дома с античной колоннадой, а пластических форм на крыше — с греческим амфитеатром или ипподромом.
Для своего времени район Фирмини-Вер был невообразимо передовым и прогрессивным. Помимо компактно расположенных объектов инфраструктуры, районной системы центрального отопления, тротуаров, отделенных от проезжей части (в 1960-е так делали лишь в крупных городах), в нем были все блага цивилизации, включая первую во Франции прачечную самообслуживания (!). Но экономический и демографический кризис 1970-х больно ударил и по Фирмини. Когда из 414 квартир в «жилой единице» незанятыми оказались более половины, жильцов из северной части дома «уплотнили» в южную, закрыв опустевшую зону. Те, кто мог себе это позволить, переезжали в частные дома. Дом культуры и стадион были безнадежно запущены, а посреди района немым укором высился остов недостроенной церкви.
К счастью, в начале 2000-х новая городская администрация поняла, каким сокровищем владеет. Ведь и правда: сотни туристов и фанатов архитектуры каждый год совершали паломничества по местам Ле Корбюзье, при этом о втором по величине (после индийского Чандигарха) архитектурном ансамбле его авторства знали лишь единицы. В 2003 году в Фирмини начались работы по реставрации дома культуры, «жилой единицы» и стадиона, одновременно с кампанией по привлечению внимания к незаслуженно забытому памятнику. Сейчас комплекс зданий в Фирмини-Вер, известный как Site Le Corbusier, находится в практически идеальном состоянии и активно принимает посетителей. Помимо экскурсий по объектам архитектурного наследия, здесь постоянно проводятся корбюзьеведческие семинары и чтения, выставки и мероприятия, благо недостатка в площадках Фирмини не испытывает.
Ближайший к Фирмини крупный город — Лион. До Site Le Corbusier оттуда можно доехать на машине за час-полтора. Добраться можно и на электричке, так что даже со всеми экскурсиями и прогулками визит можно уложить в один день. Если же вы все-таки решите остановиться в «жилой единице», выбор, к сожалению, будет невелик, так как «туристическим достоянием» Фирмини стал совсем недавно. Но кто ищет, тот всегда найдет.
Узнать об экскурсиях по зданиям комплекса в Фирмини-Вер можно на его сайте. Сейчас посетителям предлагают две экскурсии: по дому культуры и церкви Сен-Пьер, и по «жилой единице». Выгоднее всего брать комбинированный билет за 17 евро. Он включает обе экскурсии и входную плату на территорию комплекса. О расписании экскурсий можно узнать в специальном разделе.
Зимой экскурсий гораздо меньше, чем летом, поэтому не стоит полагаться на случай. Лучше забронировать места заранее по телефону +33 (0)4 77 61 08 72. Если на экскурсию вы никак не попадаете, скачайте бесплатный аудиогид и будьте сами себе экскурсоводом.
ПО ТЕМЕ…