Представление «как лучше» у каждого свое. Дизайнер настаивает на определенной идее с позиции своего опыта и образования. Но и у вас — владельца будущего интерьера — есть собственное мнение. Не важно, кто из вас прав. Важно научиться доносить любые свои возражения цивилизованно, чтобы они не выглядели «предъявлением претензий». Этот навык поможет вам не только в переговорах при обсуждении дизайн-проекта, но и в решении любых спорных ситуаций.
Как минимум потому, что не хотим портить отношения — всем хочется выглядеть приятными в общении.
Однако конфликты могут быть разными: от некрасивых взаимных обвинений, приводящих к ухудшению или разрыву отношений, до цивилизованного обмена разными точками зрения, каждая из которых имеет право на существование. Ведь столкновение двух разных позиций — это тоже конфликт.
Но что конкретно превращает конфликты из обмена мнениями в попытку задеть личные интересы? — Как правило, даже не сам повод для возникновения разногласий, а то, как было высказано и организовано общение.
Настаивая на своей точке зрения, помните: не всегда кто-то должен быть неправ, чтобы подтвердить вашу правоту. Не всегда нужно стремиться выиграть во что бы то ни стало. Ваша реальность может не противоречить, а дополнять реальность дизайнера. Ваша задача не выйти победителем из спора и доказать свое превосходство, а прояснить ситуацию, понять, почему дизайнер принял именно такое решение.
Полюбите конфликты
Я убеждена, что именно конфликт позволяет обнаружить существование другой точки зрения — в этом нет ничего плохого. Невозможно прожить жизнь и ни разу ни с кем не столкнуться из-за разницы между желаниями и интересами. Другое дело, что было бы неплохо научиться корректно высказывать свое мнение и уважать позицию собеседника. Вот несколько практических советов.
Приведу пример: ваш дизайнер говорит, что необходимо обязательно сделать теплый пол у выхода на террасу. Вы думаете, что это довольно дорого и совершенно излишне. И можете выразить свое мнение так: «Вы предлагаете делать теплый пол. Я хочу сохранить бюджет для покупки бытовой техники. Как нам быть?». Это переводит разговор из противостояния в совместное решение проблемы. И не заставляет никого занимать защитную позицию.
2. Говорите о себе и о своих чувствах и желаниях, а не о дизайнере и его чувствах
Например, так: «Я обеспокоен, я считаю, по моему мнению, мне бы хотелось…». Любые обращения в духе «вы говорите», «вы предлагаете» и последующая критика этих предложений воспринимаются как негатив и обвинение, то есть провоцируют собеседника защищаться.
3. Встаньте и подойдите к окну
Сделайте паузу в разговоре, не реагируйте молниеносно — иногда есть смысл подождать, пока спадет накал ваших эмоций. Буквально через пару минут у вас могут появиться другие слова и даже чуть-чуть готовности на компромиссное решение.
Вместо «Мне не нравится, что вы предлагаете, давайте по-другому», скажите «Я уважаю ваше мнение, и думаю, что хотел бы сделать по-другому».
5. Win-win
Держите в голове общие интересы, помните, для чего вы вообще познакомились в этим человеком. Разве для того, чтобы перевоспитывать друг друга? Настрой на выигрышную позицию для обеих сторон в итоге приносит больше удовлетворения.
6. Критикуйте не человека, а его действия и поступки
Например, так: «Я хорошо отношусь к вам лично, но не к вашему решению по этому вопросу».
Сложно описать все потенциально конфликтные ситуации, которые могут возникнуть за время работы над проектом. Но основной смысл таков: если для вас важно сохранить хорошие отношения с дизайнером, лучше по максимуму выяснить его позицию, мнение и интересы до начала предъявления претензий. Расхождение ваших точек зрения стоит высказывать в первую очередь с уважением, потому что даже если ошибка объективна, люди не роботы — предусмотреть и учесть все на свете невозможно.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Расскажите, как вы строите общение с заказчиками или исполнителями. Что помогает вам избежать «выяснения отношений»?