Мы уже рассказывали о том, как «ловушки мышления» влияют на ремонт. Ошибки мозга не только провоцируют депрессии — они мешают нам принимать рациональные взвешенные решения (что на самом деле случается гораздо чаще, чем какие-либо психологические расстройства). Давайте посмотрим, какие еще ситуации, связанные с интерьерным дизайном и ремонтом, становятся благоприятной почвой для ошибок мышления.
Любые отношения — это настоящая теплица для «выращивания» разного рода предубеждений, ошибок мышления и прочих «приятностей». Отношения дизайнер — клиент чаще других попадают в ловушку самосбывающегося пророчества. Под этими словами подразумевается любопытный феномен: мы что-то предполагаем, но это пока еще не факт, а всего лишь предположение. Однако, будучи сформулированным, оно начинает влиять на поведение людей, в том числе и на ваше. В итоге получается так, как вы и прогнозировали, после чего вы убеждаетесь в своей способности предсказывать будущее.
Сразу хочу предупредить, что, поскольку мы говорим об отношениях людей, то надо понимать: нет универсального рецепта, и все люди не подходят под одно-единственное описание. Те примеры, которые я приведу, стоит рассматривать скорее как шаблон, использованный для иллюстрации механизмов психики, а не как обязательные всегда и для всех реакции.
Итак, дизайнер, познакомившись с потенциальным заказчиком, предположил, что он относится к определенной группе людей — придирчивых, недоверчивых, кто все перепроверяет, критикует и всем недоволен. Напомню, что пока еще это предположение. Тем не менее, оно уже начало действовать на поведение дизайнера. Его выбор будет зависеть от предполагаемого образа клиента. Дизайнер может отказаться от сотрудничества с ним, основываясь на прошлом неудачном опыте и не объясняя заказчику причин отказа.
А может начать сотрудничать, но никогда ничего не бывает идеально гладко, поэтому рано или поздно случится «рабочий момент», и клиент проявит недовольство или недоверчивость. Возникшая в такой ситуации реакция: «Я так и знал, что ты такой придира» — обязательно найдет выражение в поведении, что, конечно же, заметит клиент. Например, дизайнер может неосознанно быть менее улыбчивым и стараться не подавать клиенту поводов для критики. Разумеется, клиент скорее всего в ответ изменит и свое поведение: «Дизайнер оказался недружелюбным, как только возникло первое недоразумение». Спектр возможного ответного поведения заказчика довольно широк. Примерно такова логика реализации самосбывающегося пророчества.
Второе название этого искажения — «Стокгольмский синдром покупателя». При капитальном ремонте или отделке квартир весь процесс в принципе становится одной крупногабаритной «покупкой» — мы постоянно сравниваем похожие товары, ищем условия выгоднее, тратим на это массу времени и сил. И в результате получаем не то, что хотели, но искренне «согласны» со своим выбором.
Как это работает?
Допустим, вы выбирали между тремя дорогостоящими современными стиральными машинами, напичканными функциями и кнопками. В итоге вы склонились к приобретению одной из них, под влиянием прочитанного обзора или после советов родственников. И вот машина — ваша. Даже если потом выяснится, что в ней чего-либо не хватает, например, отсутствует возможность стирки в каком-то особом режиме, вы все равно найдете рациональные объяснения, чтобы убедить себя и окружающих, почему эта стиральная машина была достойна оказаться в вашем доме. Ну, а особый режим… да он нужен, если честно, один раз в год, можно обойтись и без него.
(эффект Даннинга — Крюгера)
Это когнитивное искажение названо по именам двух ученых, которые впервые подметили такую закономерность: оказывается, если человек в чем-то некомпетентен, непрофессионален, то ему свойственно преувеличивать свои способности. Более того, они принимают решения, которые с большой вероятностью могут оказаться неверными из-за некомпетентности, и… не в состоянии когда-либо понять, что решения были неправильны. Если только не пойдут получать дополнительное образование по этой теме. Тогда у них появится шанс наконец осознать всю глубину своего невежества.
Правда, Даннинг и Крюгер указали, что этого осознания собственной некомпетентности может не случиться даже после получения образования. И еще один нюанс: люди с более низким уровнем знаний или способностей не в состоянии адекватно оценивать более высокий уровень компетентности других людей.
Вполне допускаю, что среди занимающихся ремонтом — множество хорошо образованных людей с глубокими познаниями в интерьерном дизайне. Эффект Даннинга — Крюгера наблюдается у тех, у кого уровень знаний ниже, и если это дизайнер или прораб, то… да, они будут не способны адекватно оценить уровень познаний заказчика в дизайне интерьеров и ремонте помещений. Более того, они этого не осознают до тех пор, пока не пройдут дополнительное обучение, хотя и это не гарантия. Более того, они будут оценивать свой уровень выше, чем уровень заказчика. Вот такой провокационный пример. А теперь можно подумать, где еще в вашей жизни проявлялось это когнитивное искажение, может быть, на работе? Дома? А может, оно проявляется у вас прямо сейчас?