Работать дома — это же такая мечта. Только вообразите: никуда не едешь с утра пораньше, находишься в комфортной обстановке, можешь планировать свой день и быть себе хозяином. К сожалению, так думают только те, кто еще ни дня из дома не работал.
Лично я уверена, что работать дома — это кошмар. И думаю, со мной согласились бы многие, кто пробовал соединить три эти роли: быть родителем, бизнесменом и домохозяином. Конечно, наличие бабушки, няни и домработницы решает часть проблем, но одновременно и добавляет другие — психологические. Разберем главные и расскажем, как с ними справиться.
1. Одно дело в один момент — недостижимая мечта
Постоянная нехватка времени ни на одну из ролей вынуждает вас делать несколько дел одновременно (или пытаться делать).
2. Приходится постоянно отвлекаться от основной задачи
Рабочие звонки перемешиваются с личными, пришел сантехник, потерялась туфелька самой любимой куклы дочки… Близкие, и особенно дети, могут просто не понимать, что «быть дома» еще не означает «быть доступным» для общения. Если у них прямо сейчас есть к вам вопрос, они его задают.
3. Срыв планов — неприятная норма жизни
Когда ты в офисе, окружающие понимают, что в данный момент твои рабочие планы — это приоритет номер один. А когда ты дома, любой человек, будь то взрослый или ребенок, считает, что ты не на работе. А следовательно, доступен. Кроме того, дети имеют свойство внезапно заболевать, домашний персонал — тоже. В итоге планы нарушаются.
Главное — определить расписание
Никаких спонтанных «вот будет время, и я сразу же займусь работой» — итогом станет суета и нервотрепка. Если вы сами не выделите время для работы, никто вам его сверху не «даст». Я бы не рекомендовала настраиваться на 4 и более часов работы подряд, как в офисе. Лучше, если вы будете работать по 2-3 часа с последующим небольшим перерывом, во время которого сможете разобраться с некоторыми проблемами, вроде драки между куклами или необходимостью подумать о наступающем времени ужина.
Определите, что такое чрезвычайное и экстренное событие — когда вас разрешено беспокоить за работой. Классифицируйте события:
- важное и неотложное (например, кто-то ударился головой так, что пошла из носа кровь);
- важное, но не срочное (кому-то нужно купить новые ботинки);
- неважное и несрочное (наконец-то найдена туфелька, какое счастье!).
Я использую для объяснения правило «только кровь и огонь». Помогает картинка на двери с надписью «Стоп, не заходи». Иногда удается договориться, что сам факт закрытой двери говорит о том, что заходить нельзя.
Важно и обратное: с закрытой дверью вы и сами не будете дергаться от каждого звонка или визга из детской. В конце концов, если бы вы действительно ушли в офис, вы бы не отвлекались на эти моменты. Ваша задача — выработать стойкое терпение ко всем посторонним звукам, доносящимся извне через закрытую дверь. Иногда помогают наушники.
Не забывайте четко проговаривать, что вы ожидаете, чего хотите, а также как именно будете следовать установленным вами же правилам. Не думайте, что все «и так понятно, зачем что-то обсуждать» — это самое часто встречающееся заблуждение. Проговаривать нужно все, даже самые банальные вещи.
Правило тысячи повторов
Повторять ваши правила вслух (особенно детям) придется много раз. Это нормально, и не является поводом для вспышек ярости. Совет: за каждое нарушение оговоренных правил тут же выдавайте дело. Зашел рассказать о внезапно летающих тарелках? Отлично! А теперь твое дело — вымыть посуду. Возможно, стоит заранее спланировать чью-то активность на тот период, пока вы работаете. (Ты сегодня остался дома и не пойдешь на работу? Здорово! Может быть, ты хочешь погулять и заодно принесешь нам пиццу на ужин?).
Работа дома требует определенной гибкости. Ваши грандиозные планы провести сегодня 5 ударных встреч по скайпу могут нарушиться в любую секунду. Бывают дни, когда вообще все идет не по плану и не по правилам. Вдохните-выдохните, вспомните про пингвинов (которые улыбаются и машут). Сегодня просто не ваш день. И вообще, вместо подхода «у меня 1000 дел в списке на сегодня, и я должна их сделать по-максимуму» советую использовать подход «у меня 2 реально важных дела на сегодня, но есть и запасной список, откуда можно брать дела, если появится возможность». В таком случае, если реализовать задуманное не удастся, будет не так мучительно неприятно.
Заметьте, я не говорю «перестаньте относиться к работе серьезно». Наоборот, если у вас мотивация «тяп-ляп», с чего вдруг окружающие будут относиться к вашей работе иначе? Они отлично чувствуют, что вы сами в любой момент легко отодвигаете ваши рабочие дела на второй план или даже дальше. Возможно, что серьезность ваших намерений придется даже некоторое время доказывать.
Если все совсем плохо, уйдите на пару часов в кафе — по крайней мере там вас не будет отвлекать летающие тарелки и потерянные туфельки.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Расскажите, как вы договаривались с вашими близкими, если работаете дома? Есть ли у вас те самые «правила», о которых я говорю? Как вы разбираетесь со всякого рода событиями или угрозами нарушения планов? Словом, поделитесь практическими лайфхаками!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…