Если вы держали в руках плитку ручной работы, то наверняка запомнили и тактильные ощущения, и нестандартный облик материала — переходы цвета, рельефную поверхность, слегка неровные края. Даже используя единые формы и самые простые фактуры (скажем, однотонные квадраты или ромбы), из такой плитки можно собрать разные комбинации, которые станут главной точкой притяжения в интерьере.
Героиня нашей статьи — основатель студии Tile Atelier Екатерина Карабаджак — отказалась от корпоративной карьеры ради собственного производства плитки. Мы побывали в мастерской, чтобы рассмотреть процесс в деталях и получить ответы на все вопросы. Например, почему плитка ручной работы обычно дороже фабричной, какие сюрпризы могут ждать при заказе и за что ни в коем случае не стоит платить?
Фото: Ольга Шангина © 2017 Tile Atelier. Съемка проходила в Школе керамики «Воронцово»
Плитка ручной работы — не просто красивый интерьерный продукт, который хочется показать миру, но и ответ сразу двум лайфстайл-тенденциям. Во-первых, на смену типовым решениям все чаще приходит кастомизация: покупатель волен выбрать как кресло определенного цвета для нового автомобиля, так и любую деталь интерьера. Во-вторых, в мире дизайна все чаще используется термин «тактильные интерьеры» — такие пространства наполнены предметами, которые могут долго удерживать внимание и приятны на ощупь.
Плитка играет фактурами и переходами цвета, цепляет взгляд и помогает привнести в интерьер элемент творчества, будь то декор кухонного фартука или стены в душе.
Фабричная и авторская плитка сильно различаются и внешне, и по свойствами. Но на первый план всегда выходит функциональность отделочного материала. «Фабричную плитку в большинстве случаев приходится резать. Часто из-за этого появляются сколы глазури и неровные края, а при ручной работе мы можем сделать панно под размер фартука или ниши. Если плитка треснула (так бывает, скажем, когда на столешницу падает что-то тяжелое), в мастерской легко изготовят элемент на замену. С фабричной плиткой это не всегда возможно — например, если коллекцию уже сняли с производства», — рассказывает Екатерина.
«Вопрос в том, как вы к этому относитесь, — отмечает Екатерина. — Надо понимать, что, если вы ввязываетесь в керамическую историю, нужно быть готовым пройти этот путь до конца».
По словам Екатерины, работа с глиной когда-то стала для нее способом снять стресс. Но, когда увлечение переросло в бизнес, осваивать рынок оказалось удобнее с помощью логики. «В России есть игроки, но толком нет рынка, — поясняет создательница Tile Atelier. — В прошлом году объем потребления плитки составил 174,9 млн кв.м, из них на облицовочную пришлось чуть менее половины объема, а на плитку ручной работы (по моим оценка) — около 2,4 тыс кв.м, что существенно меньше 1%. В то же время в США рынок плитки ручной работы, по некоторым данным, превышает российский в десятки раз, при том что общий объем потребления керамики больше лишь в полтора».
Если называть вещи своими именами — то продукт, который производят в России сегодня, отстает от мировых тенденций. Ручная работа действительно создает шарм и приятный налет несовершенства, но я считаю важным жить в ногу со временем и делать ставку на дизайн — следить за тенденциями в области дизайна интерьеров, моды, ювелирных украшений».
Свои идеи Екатерина воплощает разными способами: часть плитки создательница студии разрабатывает и делает сама, а изделия с надглазурной росписью и сложными живописными орнаментами — при помощи профессиональных художников.
«Недавно мы разработали несколько панно, которые по стилю связаны между собой, как конструктор. Все орнаменты — птицы, растения, узоры — можно объединить в произвольные комбинации по вкусу заказчика, — рассказывает Екатерина. — Каждый раз при постановке задачи я надеюсь на профессионализм исполнителя и жду, что он привнесет в концепцию новое видение. На самом деле я придерживаюсь этой традиции еще со времен работы в сфере стратегического консалтинга».
«У меня есть глазурь зеленого цвета, которую я редко использую, но однажды покрыла ей несколько элементов и положила в печь рядом с другими изделиями. Оказалось, зеленая глазурь дает диффузию: цвет перешел на соседние детали! На мой взгляд, это удачная находка: на одной плитке появляется множество цветов в самых интересных сочетаниях», — комментирует Екатерина.
Как правило, первое впечатление от плитки ручной работы легко описать двумя словами — красиво и дорого. «Действительно, обычно она дороже фабричной, но это вопрос приоритетов, — объясняет Екатерина. — Если вы очень любите дизайнерские обои или считаете необходимым фильтровать всю входящую воду, вы выделите на это средства. Если же вы визуал и любите персонализацию во всем, можно предположить, что вы наш клиент — а мы, в свою очередь, готовы предложить нестандартные решения».
В среднем в Москве и Петербурге квадратный метр плитки размером 10 на 10 см будет стоить от 18 тыс. руб. Верхняя граница цены может быть любой — все зависит от сложности рельефа и орнамента. Мозаика обойдется от 30 до 70 тыс. руб. При заказе плитки не из линейки производителя, а по индивидуальным эскизам, квадратный метр рельефной плитки будет стоить от 50 до 100 тыс. руб.
Выбрать достойный декор из хэнд-мэйд сегмента всегда непросто — главным образом потому, что авторский замысел сложно отличить от брака. Однако разница между ними, по словам Екатерины Карабаджак, все же существует. «Производитель всегда показывает вам эталон — лучшее, на что он способен. И некоторые дефекты просто нельзя выдавать за особенности материала. Если вы видите на поверхности плитки точки, не закрытые глазурью, значит, в этом месте из глины выходил воздух; это нормально, такие вещи мастер не может предусмотреть, но и продавать не должен. Через эти точки плитка будет набирать влагу, расширяться и в конце концов треснет.
Особенно важно обращать внимание на этот дефект, если вы собираетесь использовать плитку в ванной или в бассейне. Иногда предлагают глянцевую плитку с эффектом кракле, хотя трещины в глазури не имеют никакого отношения к декору, это откровенный брак — через щели глина тоже будет накапливать влагу».
Несмотря на сравнительно юный возраст Tile Atelier, у Екатерины большие планы. «Я вижу на этом рынке большой потенциал. Причем не только в России, но и за рубежом, — отмечает глава мастерской. — Впрочем, в приоритете у меня — качественный современный продукт: если его нет, не поможет никакой маркетинг».
Уже сейчас плитку от Tile Atelier можно увидеть в салонах Good Look Room (ул. Хамовнический Вал, 36) и Materialix на Artplay (ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр.2), на странице студии в Facebook и, конечно же, на Domasan!
Originally posted 2017-04-06 13:26:12. Republished by Blog Post Promoter