Не так давно мы провели здесь, на один опрос среди профессионалов. Этот опрос был для меня очень важен, поскольку касался практической психологии и ее применения в практике практикующих дизайнеров. Мы получили множество ответов, и сегодня я бы хотела подвести итоги и прокомментировать результаты.
Наш вопрос звучал так: «Используете ли вы в вашей работе какие-либо знания из области психологии интерьеров? Например, учитываете ли особенности восприятия цветов или учитываете ли, экстраверт или интроверт ваш клиент при планировке квартиры?»
Давайте сначала посмотрим на результаты опроса, а потом поговорим о том, куда дизайнерам можно было бы развиваться и двигаться далее. Какие же психологические знания наиболее востребованы?
Самый распространенный ответ: использую информацию о восприятии и воздействии цвета. «Очень полезна цветотерапия. Иногда заказчику цвет просто нравится, он не может представить его в своем помещении и в желаемом количестве. Тогда приходится объяснять последствия неграмотного использования цвета в пространстве, показывать примеры», — говорит дизайнер интерьера Анна Семенова.
Дизайнер Татьяна Никитина добавляет: «Необходимо создать комфортный, гармоничный интерьер, учитывая особенности психики каждого человека. Например, если предложить меланхолику интерьер, в котором использован активный красный цвет, то скорее всего, он его не одобрит. В то же самое время человек — лидер по натуре будет чувствовать себя комфортно в ярком и экстравагантном интерьере».
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Дом, вдохновленный архитектурой американских пригородов
Как применить на практике? Если клиент негативно реагирует на предложенный цвет, выясняем ассоциации. Вполне можно обнаружить некие социально продиктованные убеждения, в которые «верят все, и наверно, так и надо делать», поэтому клиент и отказывается. Разумеется, у вас нет задачи исправить психику заказчика. Но зная, что собственные ассоциации с светом у клиента положительные, вы можете рассказать ему о том, как формируются цветовые предпочтения. И что он, возможно, будет лучше себя чувствовать в окружении того, что вызывает у него положительные ассоциации, а не того, что якобы кем-то где-то как-то считается.
Второй по популярности ответ — это использование информации о психологическом типе клиента.
«Взаимодействие с заказчиком — это сплошная психология. Если дизайнер не будет психологом, он не сможет работать», — считает Маргарита Сивухина.
Действительно, дизайнеру важно составить представление о характере клиента, его образе жизни, привычках и даже странностях, как заметила Алена Рассохина из Arredo Studio. И это отличный подход, я считаю! Лично мне как клиенту всегда важно, чтобы учитывали мои милые странности, и думаю, я не одинока в своем желании.
Для достижения этих целей, признаются дизайнеры, они применяют большое разнообразие методов: от деления на типы по ведущей системе восприятия (аудиал, кинестетик, визуал, дискрет) до цветового личностного теста. Надеюсь, имелся в виду не тест Люшера, потому что он требует дополнительного обучения и даже сертификации для грамотного использования.
Сложно порекомендовать какие-то 5 или даже 10 пунктов, необходимые для составления психологического портрета. Личность и характер человека — это такие огромные вещи, которые невозможно классифицировать по ограниченному числу критериев. Каждый профессионал со временем вырабатывает собственные критерии, которые помогают ему быть эффективным и достигать целей.
Как выяснилось в результате опроса, это и все, что готовы использовать дизайнеры в свой практической работе.
Конечно, энвайронментальная психология (психология восприятия пространств и пребывания в пространствах) — наука очень новая, и во многом пока что теоретическая. Для того, чтобы она могла стать более прикладной, было бы неплохо ее почаще применять ее результаты. Потому я, как практикующий психолог, предлагаю дизайнерам использовать как минимум еще четыре варианта:
1. Теория поддерживающего дизайна (Роджер С.Ульрих) рекомендует при планировании пространств обращать внимание на то, насколько предлагаемая планировка позволяет человеку: (1) испытывать чувство контроля над окружающей средой, (2) иметь возможность отвлечься, (3) иметь возможность общаться.
3. Высота потолков может меняться в зависимости от предназначения помещения и способствовать творческой деятельности или работе, связанной с большим количеством мелких деталей. Для художников и людей искусства можно попробовать предлагать высокие потолки (или иллюзию высоких потолков) — им это будет помогать творить.
4. Восприятие и воздействие на психику симметричных интерьеров. Подчеркнуто симметричный интерьер, где перекликаются фоны и фигуры, может понравиться клиенту, стремящемуся к стабильности и солидности, а для клиента со склонностью к перфекционизму симметричный проект может быть рискованным, потому что он никогда не будет симметричен на 1000% (опечатки в процентах нет).
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Пробуйте, проверяйте на практике. Что-то сработает, а что-то — нет, но вдруг вы сможете внести в вашу работу некую новую психологически успешную нотку.
Originally posted 2016-11-10 09:30:15. Republished by Blog Post Promoter