Моя прошлая статья «Почему «никакой» — лучшая характеристика интерьеру» вызвала бурю в комментариях. Но в целом читатели приняли идею базового интерьера, как основы для спокойного ремонта «на века».
Пришло время поговорить об интерьерах с авторским дизайном. Их очень часто упрекают в неискренности: мол, всё это постановка и «для публикации сделано». Так люди не живут. А как живут?
Идеальность получаемого интерьера — в этом мне видится проблема ремонтов с участием дизайнеров. Ведь «идеальный» далеко не всегда означает «гармоничный».
Российский дизайн частного интерьера родился не так давно, чуть более четверти века назад. И, идя путём проб и ошибок, достиг замечательных высот. За это время сформировалась плеяда российских дизайнеров, востребованных не только дома, но и на Западе.
Идеальные интерьеры, созданные этими талантливыми дизайнерами и декораторами, отснятые именитыми фотографами при помощи великолепных стилистов… казалось бы, в них не к чему придраться. Но мне в связи с этим вспоминается философия Кинцуги — японское искусство несовершенного.
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт) — это техника реставрации керамических изделий (на фото). Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота. Это особое искусство ценить изъяны.
Наша семейная мастерская в своё время принадлежала ещё моему дедушке, архитектору Николаю Павловичу Гришину. Затем в ней работала моя мама — архитектор Анна Николаевна Харитонова, теперь работаем я и моя команда. И каждое поколение привносило в мастерскую что-то своё: картины, книги, найденный на свалке антикварный буфет, привезённые из путешествий декоративные зонтики и прочее, прочее, прочее. Я люблю эту атмосферу. Место, что называется, намоленное: со своей непередаваемой аурой (допускаю, что кто-то назовёт её бардаком).
— Что хотите?
— Хотим квартиру: вот такую, как ваша мастерская.
И этим, признаться, поставили меня в тупик: я была уверена, что бы я здесь ни сделала, получится театральная декорация, а не интерьер.
Неидеальность — это этап
Так вот почему мне на память пришло искусство Кинцуги. На мой взгляд, научившись делать идеальные, выверенные и созданные с нуля интерьеры, пришло время постичь интерьер неидеальный. Научиться искусству сращивать современную жизнь, её требования, ритм и тренды с семейной историей и личностью заказчика.
Ищите дизайнера, который не будет мыслить категориями стилей. Который вначале познакомится с вами и вашим будущим жильём. Зачастую стены сами подсказывают, как с ними лучше поступить.
Помните: у каждого дизайнера есть авторский почерк. Вот он-то и должен быть вам близок, а не те конкретные интерьеры, что он выложил на сайт в портфолио. Вообще, работа с дизайнером — это очень сложный и обоюдоострый процесс. Убедитесь, что ваши цели совпадают. Если за амбициями дизайнера нет места вашей семейной истории, то, может, стоит задуматься? Сейчас, к сожалению, мода на профессию привела в неё много случайных людей, которые смотрят на интерьер, как на бизнес, не замечая за всем этим человека.
У вас может и не быть в роду известных учёных или спортсменов. У вас может даже не быть семьи. Но вы-то у себя есть! Со своими пристрастиями и предпочтениями. Не бойтесь раскрыться: тогда, возможно, у вас получится что-то большее, чем просто спокойный интерьер, в котором можно хорошо выспаться.
Берегите свою историю, ищите ей место в своём доме. В умелых руках дизайнера она станет корнем, из которого растёт семейная история вашего интерьера.
Наличие кресла бабушки не подразумевает обязательный интерьер Midcentury. Сейчас, к счастью, если спросить, «какой интерьер нынче в моде» — возникнет пауза.
Миксуйте, что нравится. Доверяйте своей интуиции или профессионалам. Интерьер вышел из надуманных рамок. Возможно, вы станете родоначальником нового течения.
Очень часто интерьеры губят идеально подобранные цвета и фактуры. Сколько раз я сама раньше ходила, вооружившись миллионом образцов: прикладывала, прикладывала, прикладывала — искала идеальное попадание в цвет, тон, фактуру. А потом поняла, что неидеальный интерьер смотрится гораздо живописнее. Что, создавая, например, фон серого цвета, художник использует мазки многих оттенков.
Поэтому не бойтесь: пусть ступени не попадают по цвету в паркет, а барная стойка — в ступени, это не страшно. Здесь важно достичь не идеала, а гармонии. Что, пожалуй, будет сложнее. Не ищите шторы, попадающие в цвет цветка на диване, а стулья — обязательно как кухня, в стиле прованс. Гораздо важнее научиться намечать цель и придерживаться курса, соблюдая гармонию. Доверяйте себе, учитесь у дизайнера (я не знаю дизайнера с опытом, который бы отказался его передать), действуйте смелее, творите.
Но учтите, если вы что-то оставляете в интерьере, отнеситесь к этому с уважением.
Недавно у меня была история: моя хорошая знакомая призналась мне, что, зная о моей занятости на тот момент, постеснялась ко мне обратиться и сама наняла дизайнеров. В итоге они с мужем не спят ночами, видят, что плохо и не то, что хотелось бы. Но как спасти ситуацию — не знают.
Проблема была в том, что от родителей мужа остался великолепный дубовый гарнитур. Не антиквариат и даже не винтаж, не модный. Но очень и очень хорошего качества. И ощутимо дорогой. Добротный. Из тех вещей, про которые говорят: «теперь так не делают».
Но дизайнеры видели гостиную в модном микроцементе с гламурной люстрой. И роскошный дубовый буфет в таком окружении смотрелся скорее нищим, нежели принцем. А чтобы буфету было все равно какое там окружение, не хватало солидного возраста и собственной судьбы.
ПО ТЕМЕ…
Когда я пишу статьи, редакторы всегда меня просят поделиться рецептами, как достичь того эффекта, о котором я пишу. В данном случае, наверное, главным инструментом будет внутренняя свобода — ваша и вашего дизайнера.
Оглядитесь вокруг и оставьте то, к чему лежит ваше сердце. Необязательно это доминирующие предметы, возможно, это мелочи, которые тоже очень важны. Быть может, в этом поможет ещё один японский метод — уборки от Мари Кондо. Наверняка вы слышали о её теории «попрощаться и отпустить» ненужные вещи.
ПО ТЕМЕ…
Может ли уборка в доме чудесным образом изменить жизнь
Ценными именно вам вещами. Как вариант — пройдитесь по антикварным и винтажным лавочкам: вдруг вы узнаете свою вещь. Ведь винтаж стоит дешевле новой итальянской мебели. И позволяет создать действительно уникальный интерьер и остаться в стороне от выбора: очень дорогой оригинал — неэтичная и опасная подделка.
- Ребята в Лондоне и не только ищут на барахолках уникальные вещи. Могут искать под заказ @Аntikitiz.
- Винтажные и антикварные ковры с примеркой: @gurdgiev_oriental_rugs.
- Кресла — самое чудесное, что было в Midcentury. Лёгкие, элегантные и очень удобные. Ребята реставрируют кресла и отправляют по всему СНГ: @pro.kresla.
- Мебель с европейских складов и блошиных рынков. Москва: @mobeledom.
- Антикварный инстаграм: @antikoff.
- В Москве: на Даниловском рынке недавно открылся винтажный центр с выбором мебели, посуды одежды и украшений. Можно провести приятно время, прогулявшись по центру и пообедав на Даниловском.
- В Москве: проект на Artplay — тщательно сформированная коллекция европейских винтажных предметов — Repeat Story.
- В Санкт-Петербурге: чудесный ресурс по продаже и реставрации винтажной и антикварной мебели — ATABLE.
Вместо выводов. Почти все интерьеры, которые я взяла для иллюстрации к этой статье были опубликованы ведущими интерьерными журналами. Многие попали на обложку. Но, согласитесь — в голову не придет сказать о них «не для жизни», «это театральщина», «не понятно, как они будут здесь растить детей». Потому что дизайнеры очень постарались: вытащили в интерьер ту индивидуальность, которую имеет каждая история каждого предмета. Мы же все любим слушать истории — пришло время научиться их рассказывать. Через интерьеры.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что вы считаете гармоничными интерьерами? Через какие категории определяете для себя удачные (и неудачные) ремонты? Делитесь в комментариях